Охота за антителами: лаборатории заработают, рестораторы нет

Автор фото: Ермохин Сергей

В России началась выдача QR-кодов по антителам. Спрос на соответствующие анализы уже вырос в полтора раза и вырастет ещё больше. Но рестораторы увеличения посещаемости своих заведений не ждут.

В понедельник, 21 февраля, вступил в силу приказ Минздрава, согласно которому получить QR-код можно будет не только тем, кто вакцинировался от коронавируса или переболел им, но и тем, у кого есть антитела к вирусу.
Оценки того, какое количество петербуржцев смогут воспользоваться новой возможностью, отличаются. Так, по статистике крупнейшей в Петербурге лабораторной службы "Хеликс", за последние полгода доля положительных результатов тестов на антитела IgG в Петербурге и Ленобласти составила 65%. А первый заместитель городского комитета по здравоохранению Андрей Сарана на прошлой неделе заявил, что Петербург и вовсе достиг 100%-ного иммунитета. То есть каждый взрослый житель города либо вакцинировался, либо переболел. В таком случае антитела должны быть у всех.
Возможность загрузить данные об антителах в свой профиль на сайте "Госуслуги" появилась ещё в январе. Пользователи специализированного интернет-форума писали, что при сдаче анализа надо просто попросить передать данные в государственную базу и они там оказывались в тот же день. Более того, некоторые из них рассказывали, что обращались с такой просьбой задним числом, когда речь шла об анализе, сданном некоторое время назад, но и тогда просьбу удовлетворяли. Теперь тем, у кого есть антитела, система должна в автоматическом режиме в течение 3 дней прислать QR-код.
Вопреки ожиданиям, тест на антитела не вошёл в ОМС, соответственно, граждане должны делать его за свой счёт. Простейший анализ, выявляющий сам факт наличия антител, стоит в Петербурге 600-700 рублей. Но лаборатории предлагают своим клиентам не ограничиваться им, а заодно замерить их уровень. Это стоит вдвое дороже.
Поскольку Минздрав опубликовал свой приказ ещё 8 февраля, жители страны уже потянулись за новой услугой. "Мы видим рост спроса на количественные и качественные тесты на антитела IgG к COVID-19. Рост от 30 до 70% на разные виды тестов за последние 2 недели по отношению к январю", — сообщила "Деловому Петербургу" заместитель генерального директора лабораторной службы "Хеликс" Дарья Горякина.
Впрочем, самая горячая пора ещё впереди. "Полагаем, что рост будет значительным, до двух раз к обычной загрузке по этому виду исследований, не исключаем такого же взрывного спроса, какой мы наблюдали в конце июня — начале июля этого года в связи с введением обязательной вакцинации в ряде регионов", — говорит Дарья Горякина.
"Хеликс" уже увеличил мощность пяти своих лабораторий (в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и Новосибирске) до 100 тыс. исследований на антитела к коронавирусу в сутки.
"В период с 25 января по 20 февраля 2022 года Лаборатория "Гемотест" наблюдает повышенный спрос на исследование 20.177 Коронавирус SARS-CoV-2, антитела IgG (Mindray) — его востребованность выросла на 25%", — сообщил директор "Гемотест Ленинград" Фёдор Санников. "Запросы уже есть, но проследить динамику сможем позже", — говорят о спросе на такие тесты в сети лабораторий "Инвитро". Во всех компаниях уверяют, что не повышали цен на соответствующую услугу.
"Цена соответствует рынку, — комментирует генеральный директор СРО "Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга" Александр Солонин. — Сейчас, конечно, эксперты прогнозируют увеличение спроса на эту услугу. Но у нас конкурентный рынок, и это не значит, что будет резкий рост цены".
Однако представители общепита, которые обязаны спрашивать QR-коды у своих гостей, роста посещаемости своих заведений не ожидают. "Я не считаю, что это какая-то серьёзная помощь ресторанному бизнесу, потому что тот, кто действительно хотел ходить в рестораны и готов был показывать эти QR-коды, он их тем или иным образом всё равно получал", — объясняет представитель Федерации рестораторов и отельеров в Петербурге Александр Марков.
"Мы не ожидаем всплеска из-за того, что ввели QR-коды по наличию антител. Это будет в пределах погрешности", — подтверждает глава и совладелец сети "Теремок" Виталий Свидовский.
Рестораторы неоднократно говорили, что часть их гостей негативно восприняла сам факт ограничения прав людей в зависимости от наличия QR-кода. В соцсетях разгорелись бурные дискуссии с употреблением слов "сегрегация" и "фашизм". Для людей с подобными взглядами возможность получить QR-код, не прививаясь, ничего не изменит, уверен совладелец заведений Made in China, Schengen, Terminal, "Бекицер", "Бабагануш" и других Павел Штейнлухт. "Люди, которые говорят о сегрегации, говорят об этом не потому, что у них есть антитела или нет антител. Они против этого на более глобальном уровне", — отмечает он.
"По нашим данным, большинство петербуржцев относятся к QR-кодам отрицательно. Они считают, что это бессмысленная бюрократия", — говорит старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко. По её словам, к таким выводам люди приходят, когда видят сугубо формальное соблюдение требований о проверках QR-кодов. Поэтому более простая процедура получения QR-кода отношения к нему не изменит, уверена она.