Количество корпоративных банкротств в стране в 2021 году выросло незначительно, лидерами остаются три отрасли — торговля, строительство и операции с недвижимостью
В минувшем году в России выросло число корпоративных банкротств, однако этот показатель всё–таки не достиг доковидного уровня, сообщили в Федресурсе (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, ЕФРСБ). В 2021–м 10,3 тыс. российских компаний арбитражные суды признали банкротами, что на 3,9% больше результатов 2020 года. Среди регионов лидерство по–прежнему удерживает столица: 2,12 тыс. московских предприятий не смогли удержаться на плаву. Петербург традиционно входит в этот антирейтинг, заняв на этот раз 2–е место (обанкротилась 801 компания).
Следует отметить главное: негативные прогнозы экспертов о вале банкротств, который из–за кризиса должен был захлестнуть бизнес, не оправдались. По мнению руководителя Федресурса Алексея Юхнина, такие результаты можно объяснить двумя причинами: бизнес получил поддержку от государства и смог поправить финансовое положение, а от добровольного банкротства компании отпугивает активное привлечение бенефициаров и топ–менеджмента к субсидиарной ответственности.
Карина Сидорова, руководитель практики антикризисного управления и банкротства юрфирмы "Дювернуа Лигал", связывает динамику числа банкротств юрлиц с неэффективностью самой процедуры. "По данным ЕФРСБ, за 2021 год процент удовлетворяемости требований кредиторов колеблется в пределах 2–3%, то есть подавляющее большинство кредиторов не получают практически ничего, при этом обязаны за свой счёт финансировать процедуру банкротства должника. О необходимости повысить результативность процедуры говорят и на законодательном уровне, обсуждая уже который год реформу банкротного законодательства", — отмечает Карина Сидорова.
По данным Федресурса, более половины всех банкротств сконцентрировано в трёх отраслях — торговле, строительстве и операциях с недвижимостью. При этом самый высокий прирост (9,8%) показала строительная отрасль (2,31 тыс. компаний), ретейл "подрос" всего на 0,1% (2,58 тыс.), сфера недвижимости — на 1,4% (1,19 тыс.).
Преобладание среди банкротов компаний из торговли, строительства и недвижимости — ожидаемый итог, считает Илья Кавинский, партнёр юридической фирмы Ru.Courts. "С одной стороны, это значит, что участники экономической деятельности существенным образом кредитовали компании из этих отраслей, а с другой — что в этих областях экономики не всё в порядке. Всё это было предсказано экспертами, но печально видеть подтверждение низкой эффективности предложенных государством мер поддержки", — добавляет он.
Заметим, что топ–3 отраслей по числу банкротств не меняется уже порядка 5 лет. И даже коронавирус, оказавший влияние практически на все области нашей жизни, не смог изменить список лидеров. Скорее всего, и в текущем году положение не изменится.
По мнению Юрия Самолётникова, юриста практики "Сопровождение процедур банкротства и антикризисный консалтинг" компании "Лемчик, Крупский и партнёры", для восстановления доходов бюджета Федеральная налоговая служба (ФНС) стала активнее проводить проверки. А подобные мероприятия компании из трёх обозначенных отраслей, как правило, переносят более критично по сравнению с другими сферами бизнеса. "В строительстве и недвижимости в целом имеют место крупнейшие (по сравнению с другими отраслями) сделки с контрагентами. В торговле предполагается заключение большого количества контрактов с широким кругом контрагентов. И в случае проверки ФНС это заканчивается установлением факта оптимизации налогов (в том числе НДС и прибыли) с последующим доначислением недоимки, пени, штрафов, как правило, за несколько лет. И погасить эти суммы предприятия не в состоянии", — поясняет Юрий Самолётников.
Меры господдержки, как бы их ни оценивали аналитики, всё же пошли на пользу бизнесу. По мнению экспертов, кредитные каникулы и налоговые послабления отчасти помогли пережить первый удар пандемии. Однако есть вероятность, полагают аналитики, что как только антикризисные меры закончатся, то уже ничто не сможет спасти часть предприятий от несостоятельности. И это, соответственно, приведёт к росту корпоративных банкротств.
"Необходимо учитывать менталитет российских бизнесменов, которые оттягивают момент подачи заявления до последнего, — поясняет Юрий Самолётников. — Должники просто не верят в то, что процедура может оздоровить. Руководители считают, что нет необходимости начинать процедуру раньше, чем предприятие окончательно потонет. А с учётом того, что подавляющее большинство дел о банкротстве завершается введением процедуры конкурсного производства и ликвидацией, собственники выжимают из бизнеса всё возможное и подают на банкротство лишь в момент своего самого глубокого кризиса".
Ещё одним фактором, который будет влиять на число банкротств в этом году, Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business, называет корпоративные конфликты. "Не секрет, что жизнеспособность предприятия зачастую зависит не только от менеджмента, но и от бенефициаров бизнеса. И если между ними разгорается спор, то его пламя способно спалить всех, кто оказывается рядом", — говорит эксперт.