Искусство возможного, или Миссия невыполнима: рост цен стал глобальной проблемой

Автор фото: Коньков Сергей
Тревожные новости заставили 16 декабря нахмурить брови Дмитрия Пескова, пресс–секретаря российского президента. Согласно данным опроса "инФОМ", ожидания граждан по поводу роста цен на ближайший год в декабре подскочили до 14,8 с 13,5% в ноябре. Наблюдаемая населением инфляция в текущем месяце также увеличилась — с ноябрьских 16,2 до 17,7%. По словам Пескова, в Кремле такие цифры вызывают обеспокоенность.
После таких данных, да ещё приправленных напутствием одного из самых близких к главе государства чиновников, ожидания экспертов насчёт сегодняшнего решения Банка России по изменению ключевой ставки почти единогласно сместились к отметке 100 базисных пунктов (б. п.). Это означает, что с понедельника, 20 декабря, ключевая ставка будет 8,5% годовых. До вчерашнего дня аналитики прогнозировали подъём ставки на 75 б. п., а ещё раньше встречались варианты и 50 б. п. Но рекордные инфляционные ожидания поменяли настроение.
Быстрый рост цен — общемировая проблема. Так, позавчера пришла статистика о рекордной за 10 лет инфляции в Великобритании (5,1% в годовом исчислении по итогам ноября) и за 13 лет — во Франции (3,4%). Подобные данные поступают со всего мира чуть ли не ежедневно. В России, правда, инфляция вроде как пошла на спад. На 13 декабря в годовом исчислении она составила 8,11% против 8,28% на 6 декабря и 8,4% на 30 ноября. Но тут дело в нюансах. Например, в начале декабря резко подешевели зарубежные туры, потому что теперь они покупаются уже не на Новый год, а на более поздние даты.
Удивительно, что с общей проблемой все борются по–разному. Вчера Европейский ЦБ и ЦБ Индонезии оставили ставки неизменными, как и ФРС США днём ранее. При этом ЦБ Норвегии и Банк Англии — повысили, а ЦБ Турции — снизил, что обвалило турецкую лиру по отношению к доллару до исторического минимума. Дело в том, что, борясь с высокой инфляцией монетарными мерами, центробанки волей–неволей наносят удары и по экономике. Ведущие державы могут себе позволить часть инфляции экспортировать, поэтому предпочитают откладывать такие шаги на сколько могут. А остальные, как Россия, инфляцию импортируют. Поэтому стараются её гасить как умеют, но в основном безуспешно. И лишь одна Турция ставит на себе эксперимент, борясь, по сути, за экономический рост и наплевав на инфляцию (хотя власти утверждают обратное). Финансистам остаётся только наблюдать за этим, набрав побольше попкорна.