То, что "выстрелил" COVID-19, а не другой вирус, — случайность, но обосновался он надолго. Об этом и об отличиях от гриппа — профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василий Власов.
Считается, что в прошлом году не было эпидемии гриппа.
— С этим бессмысленно соглашаться или не соглашаться. Действительно, эпидемии гриппа в прошлом году не было, и это факт.
Связано ли это с пандемией коронавируса, и если да, то как?
— Связь есть, но она косвенная. Эпидемии гриппа не было не из-за самой пандемии коронавируса, а из-за профилактических мер, которые против коронавируса стали применять. Они оказались более эффективными против гриппа, чем против коронавируса.
Ношение масок, социальная дистанция и прочее?
— Совершенно верно.
С чем вообще связаны колебания в масштабах распространения гриппа в мире разные годы? Это случайность или есть какая-то закономерность?
— Несмотря на то, что в отношении заболеваемости гриппом есть некая загадочность, тем не менее это одна из самых изученных инфекций. Мы знаем, что различия от года к году прежде всего связаны с изменением самой структуры вируса, который распространяется, и с тем, в каком состоянии находится иммунитет людей.
Если говорить о так называемых зимних подъёмах в январе в северном полушарии и в июне в южном полушарии, то они происходят, вероятно, из-за того, что они начинают наиболее тесно общаться во время зимнего сезона.
Если люди болели последние 2–3 года условно гриппом А1 и если в следующем сезоне будет циркулировать он же, то он не сможет вызвать большую заболеваемость, потому что у многих людей есть иммунитет.
Вы говорили, что ковид пока нельзя считать сезонной инфекцией. Можно ли предположить, что это произойдёт со временем?
— В России большая волна была осенью прошлого года и осенью этого года она возникла опять. Если хотеть увидеть в этом закономерность, её можно увидеть. Но пока с точки зрения статистики, мы не можем оценивать эту инфекцию, как сезонную.
Почему из стольких вирусов, которые показывали себя последнее десятилетие, именно COVID-19 так "выстрелил" и вызвал пандемию?
— Ничего в этом специального нет. Это такой природный случай. Мог появиться и другой вирус, но появился этот. Природа располагает.
Есть ощущение, что за последние лет двадцать вспышки различных вирусов стали происходить чаще. Так только кажется — из-за активного освещения в медиа?
— Нет, не только это. Ещё и улучшение наших возможностей диагностики. То, что раньше проходило незамеченным где-нибудь в Африке, теперь наукой и гражданским обществом отмечается. Замечают это и СМИ.
Ещё есть мнение, что вирусы сейчас лучше распространяются из-за того, что люди стали больше путешествовать. Согласны ли вы с таким мнением?
— Это не мнение, это то, что называется "медицинский факт". Конечно, когда люди стали быстро путешествовать, они стали быстро разносить инфекцию. Именно поэтому я с самого начала этой пандемии говорил, что если границы не закрыли в первый день, то потом их можно уже не закрывать, не останавливать авиационное сообщение. Большого смысла уже не было, его и сейчас нет.
А в локдауне тоже нет смысла?
— Никакого определённого локдауна не существует. Это образное выражение, которое приобрело популярность, потому что английское слово интересно звучит на всех языках. Это ограничительные меры, и для предотвращения распространения инфекции такие меры самые эффективные. Сейчас применительно к этой инфекции ограничительные меры для контактов людей являются самыми эффективными. Они передачу инфекции ограничивают и количество больных уменьшается. Эти меры сейчас самые нужные и эффективные, в том числе и для России.
Минздрав разрешил одновременно вакцинировать от гриппа и от коронавируса, учёные даже ведут разработку вакцины, которая защищала бы от обеих этих инфекций. Поддерживаете ли вы одновременную вакцинацию от гриппа и ковида?
— Это сложный вопрос. В прошлом году можно было смело не делать вакцинацию от гриппа, на чём я настаивал, — следы хранит интернет. Гриппа не было. В этом году я уже не столь уверен, но по-прежнему предполагаю, что заболеваемость гриппом будет низкой, то есть вакцинация будет бессмысленной. Но готовиться к тому, что грипп вернётся, определённо надо. Нужно отслеживать, как циркулирует вирус гриппа, и быть готовыми к восстановлению вакцинации. Если будут разработаны комбинированные вакцины, то, я думаю, я уверен, что необходимо тщательное испытание их эффективности. Напомню, что настоящих испытаний эффективности противогриппозных вакцин не проводилось уже больше 12 лет.
Есть ли, по вашему мнению, принципиальная разница с точки зрения длительности иммунитета между теми вакцинами, которыми можно сейчас привиться в России?
— Наши вакцины сильно различаются. Есть те вакцины, которые содержат элементы против трёх разных вирусов, есть — против четырёх, есть вакцины с уменьшенной дозировкой вакцинного материала и с добавлением усилителей иммунитета. Есть из чего выбирать. Принято считать, что российские вакцины против гриппа в целом не уступают тем, которые производятся, допустим, SANOFI PASTEUR. Но я в этом сомневаюсь.
Почему?
— Потому что у нас очень сильно манипулируют составом этих вакцин.
Каким должен быть этот показатель вакцинации и что должно произойти, когда мы его достигнем?
— Нет никаких оснований ожидать окончания этой пандемии. Возможно, она, конечно, окончится, например, через 40 лет. Но нам с вами это неинтересно. Впрочем, вам ещё может быть и интересно. Очень важно: не надо связывать окончание пандемии с теми вакцинами, которые сейчас существуют. Эти вакцины существенно не изменяют циркуляцию вируса. Они защищают людей от тяжелого течения болезни. Более того, они парадоксальным образом могут увеличивать распространение вируса, поскольку вакцинированные люди чувствуют себя хорошо, будучи инфицированными, и разносят инфекции. Именно поэтому в Великобритании сейчас высокая заболеваемость. Поэтому, пожалуйста, не надо с вакцинацией связывать прекращение эпидемии.
Но вакцинироваться вы всё же рекомендуете, но для того, чтобы снижалась смертность?
— Для того, чтобы не было тяжёлых болезней и смертей. Надо говорить обязательно и о том, и о другом. Потому что тяжёлые болезни — это занятые больницы, перегруженные врачи, плохая медицинская помощь и увеличение смертности от всех тяжёлых заболеваний, не только от коронавируса.
Нужно ли прививать от коронавируса детей? Сейчас в России детей не прививают.
— Сегодня ответ на этот вопрос звучит так: "Детей прививать можно, но не нужно". Сейчас нужно сделать всё, чтобы были вакцинированы люди старших возрастов. Сейчас меньше половины. Вот этим надо заниматься.
Сейчас складывается ощущение, что россияне массово не доверяют вакцинации. Как вы считаете, как можно убедить людей вакцинироваться?
— Нужно говорить им правду, прежде всего. Если это делать, то они, возможно, будут доверять призывам вакцинироваться. Если продолжать им врать, то они будут соответствующим образом реагировать.
Врать по поводу чего?
— По поводу эпидемии. Я напомню вам, что российская пропаганда в начале эпидемии убеждала людей в том, что это пустяковая инфекция не опаснее гриппа, и не нужно из-за неё паниковать. А после этого и до сих пор она рассказывает, какие ужасные вакцины делают на западе и как от них обезьянами становятся. Вот это я называю враньём, которое вызывает у нормальных людей нормальную реакцию отторжения.