Местных продовольственных сетей в Петербурге становится всё меньше. Под натиском федеральных игроков не выдерживают ни старожилы рынка, ни совсем молодые компании.
В Петербурге закрывается ещё одна местная розничная сеть супермаркетов "РиоМаг", одна из старейших в городе. Она была открыта в начале 2003 года. Сейчас работают лишь две точки, до этого их было шесть. Помимо Петербурга компания была представлена в Пушкине и Гатчине. По мнению руководителя отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анны Лапченко, "РиоМаг" работал в устаревшем формате, и, возможно, переформатирование было слишком затратно для собственников. Помещения "РиоМага" подойдут под магазины "Перекрёсток", Eurospar и "Лента".
С 2019 года в Петербурге местные сети закрываются одна за другой. В нынешнем году исчезли фирменные магазины "Лосево", небольшие ретейлеры Like Market, Green и "Медведь". Трое последних проработали на петербургском рынке меньше года. Сильно сократила количество собственных точек сеть "Лэнд", которая вскоре может лишиться и супермаркета в ТК "Гарден Сити", где у неё разгорелся конфликт с арендодателем. Примечательно, что сайт компании на этой неделе несколько дней был недоступен, активность страничек в соцсетях практически прекратилась уже давно. Тем временем, согласно картотеке арбитражных дел, поставщики всё чаще обращаются в суд, пытаясь взыскать с ретейлера долги. С начала года в отношении ООО "ТК Лэнд" зарегистрировано 59 исков. В самой компании на запрос "ДП" не ответили.
Закрывшиеся торговые площади ушедших ретейлеров очень востребованы на петербургском рынке недвижимости. В прошлом году "Магнит" сразу пакетом арендовал 75 магазинов, где раньше располагались точки "ТД Интерторг". Сейчас большинство закрывшихся магазинов сети "Лэнд" заняла сеть Eurospar, которая развивается на местном рынке с прошлого года и на данный момент имеет восемь торговых точек. Одну из них, в Сестрорецке, она арендовала после закрытия сети Like Market. В других точках закрывшегося ретейлера сменили "Мини Лента", "Реалъ", "Семишагофф". Магазин сети "Медведь" арендовала "Пятёрочка", а Green сменил "Семишагофф".
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг петербургского ретейла — 2021
Спустя год наконец были проданы активы закрывшегося в сентябре 2020 года "Оптоклуба РЯДЫ". Однако объекты этой компании оказались не востребованы среди FMCG–ретейлеров из–за не самого удачного расположения и слишком большой торговой площади. Гипермаркет на Шафировском проспекте приобрела "Трактородеталь Групп" под логистический центр. На Мурманском шоссе объект купил "СТД Петрович", на Пулковском здание приобрели под застройку.
Однако не только местные ретейлеры ликвидировали свои точки в этом году. "Магнит" закрыл единственный гипермаркет "Магнит Опт" в ТРК "Пулково–3" и точку с зоной кафе "Магнит Сити" на Разъезжей. В пресс–службе компании рассказали, что торговая точка в Петербурге перестала соответствовать требованиям по эффективности на фоне снижения покупательского трафика, вызванного ограничениями. Тем не менее ретейлер продолжит тестировать этот формат в восьми магазинах в других городах. В 2021 году на территории Петербурга "Магнит" открыл 59 магазинов формата "у дома", один дискаунтер, 38 точек дрогери.
Ещё один петербургский ретейлер Prisma в этом году закрыл точку в Кировском универмаге, место заняла "Мини Лента". За полгода "Лента" запустила более 20 точек в мини–формате, площадью 300–400 м². Для них компания арендует помещения освободившихся торговых сетей или занимает площади в только что сданных ЖК. По информации Knight Frank St Petersburg, помимо "Ленты" и "Магнита" наиболее активно ищут новые помещения X5 Group и "ВкусВилл".
Кроме того, "Лента" и "Магнит" достаточно агрессивно развиваются в этом году за счёт заключения сделок M&A. Эксперты рынка предрекают, что это продолжится и в новом году. Не исключено, что некоторые петербургские сети будут проданы федеральным игрокам.
При этом подробную и объективную картину того, как делится пирог на рынке петербургского ретейла, составить довольно сложно, так как региональное УФАС не публиковало официальные данные об актуальном распределении долей уже больше года.
"Вытеснение небольших магазинов крупными сетями — естественная для конкурентного рынка ситуация, — говорит Анна Лапченко. — За счёт заключения более выгодных условий с поставщиками и дистрибьюторами сеть может предложить покупателям более широкий ассортимент по меньшей цене. Собственники помещений при прочих равных условиях в большинстве случаев сделают свой выбор в пользу крупного сетевика, ориентируясь на долгосрочность и стабильность арендных отношений".
Управляющий партнёр консалтинговой компании Retail4You Сергей Лищук добавляет, что ещё один минус локальных игроков в том, что они несистемно изучают своих покупателей. Как результат — формат локальных сетей быстро отстаёт от запросов потребителей, следом падает трафик. По его прогнозу, локальные игроки один за другим будут закрываться или продаваться федеральным, не выдерживая конкуренции. Во всей стране останется сначала сто розничных сетей, а потом ещё меньше (на сегодня их более 600). Поэтому потребителей ждёт повальный уход с рынка мелких ретейлеров.
В пресс–службе "Магнита" не согласны с этой позицией. Там отмечают, что и на федеральном уровне отдельные игроки теряют позиции, а другие, наоборот, укрепляют своё положение. То же самое и в регионах. "Есть достаточно много примеров на Юге, в Сибири, на Урале, где локальные сети успешно конкурируют с крупными игроками. Их преимущества — в знании регионального покупателя и поставщиков, в сильном бренде, в гибкости. Те, кто может использовать эти возможности и быстро адаптироваться к внешним факторам, работают достаточно эффективно", — говорят в компании.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская подчёркивает, что региональные сети более уязвимы, чем федеральные. Если только это не нишевый проект, аналогов которому нет, то есть фирменная и специализированная розница. Эксперт уверена, что региональные сети с универсальным ассортиментом будут постепенно сдавать позиции.
“
Основные причины неконкурентности региональных ретейлов относительно федеральных игроков — это культура логистики и связанной с ней системы ценообразования. Крупные игроки экономят существенные средства на сокращении транспортных расходов и оптовых закупках товаров, чего себе не могут позволить в таких масштабах более мелкие игроки. Выживают те, кто трансформирует бизнес, создавая уникальное торговое предложение для своих покупателей.
Сергей Каратаев
руководитель департамента продажи и аренды коммерческой недвижимости компании "Этажи" в Петербурге
“
Если объект ликвидный, то арендатор находится быстро. Помещение может долго простаивать из–за завышенных ожиданий собственников по ставкам. Бывают случаи, когда собственники больших помещений после съезда арендатора не могут его сдать и делят на несколько. В итоге ставки аренды для нескольких небольших объектов окажутся выше, однако проведение ремонтных работ займёт некоторое время.
Александр Волков
руководитель Rusland SP Retail