Леса строительные: петербургские ЖК отстали от экотрендов

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Менее 5% петербургских новостроек соответствуют экологическим стандартам. Застройщики хотят льгот.

Когда речь заходит о зелёном строительстве, в голову приходит что–то по–настоящему грандиозное: жилой комплекс "Вертикальный лес" с уходящими под небо висячими садами в Милане или нагромождение солнечных батарей и ветровых турбин в проекте бахрейнского Всемирного торгового центра. Но если спуститься с небес на землю и окунуться в будничные реалии петербургской стройки, то выяснится, что даже к энергосбережению стремятся не все.

Лишь каждый двадцатый

По–настоящему "зелёные" проекты — пока что редкость для петербургского рынка. По оценке "Главстрой Санкт–Петербург", менее 5% петербургских новостроек соответствуют экологическим стандартам. В основном речь идёт об объектах класса комфорт+ и бизнес, где важны качественные характеристики проекта. При этом себестоимость "зелёного" квадратного метра увеличивается на 10–15%, так как никаких льгот государство не предоставляет.
"В настоящий момент понятие энергоэффективности и зелёных технологий в большинстве случаев носит имиджевый характер, — говорит Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований “Главстрой Санкт–Петербург”. — Перспективы грин–девелопмента довольно туманны. На петербургском рынке пока нет реальных кейсов, подтверждающих эффективность “зелёных” новостроек для девелоперов и жителей. Кроме того, ощутимый рост стоимости строительных материалов дополнительно оказывает серьёзное сдерживающее влияние на темпы внедрения зелёных технологий. Думаю, что для активизации интереса девелоперов к экостроительству необходимы позитивные экономические сигналы и поддержка властей, как в зарубежных странах".
Пока что в РФ на государственном уровне не принята даже система стандартизации, не говоря уже о каких–либо льготах застройщикам за её внедрение. Участники рынка сами решают, какой вариант применять: британский стандарт BREEAM, американский LEED или российскую разработку — систему GREEN ZOOM (создана с учётом отечественной специфики отрасли).
"Подходы к оценке отличаются несущественно, — поясняет Анастасия Горбулина, директор по управлению проектированием сегмента “Жилищное строительство, Россия” концерна ЮИТ. — Каждая сертифицирующая организация разрабатывает стандарты в зависимости от того, на какие критерии она нацелена. Например, считается, что стандарт LEED больше подходит для сертификации промышленных объектов, BREEAM чаще применяют к жилым объектам. Для покупателей “зелёный” сертификат сейчас — это что–то вроде “свидетельства о браке”, бумажка, которая лишь подтверждает “зелёный” статус проекта. Большинство россиян мало знают, что это за сертификат и что он даёт проекту. В свою очередь, застройщик, решивший сертифицировать проект, вкладывает большие усилия команды, дополнительное финансирование, пересматривает продукт и процессы, делая их экологичнее. Требуются усилия всей компании, начиная от инженера и до топ–менеджмента, чтобы получить “зелёный” статус".
По данным сайта GREEN ZOOM, в Петербурге 34 проекта реализованы с использованием этого стандарта (всего в базе по РФ — 73 объекта).

И другие перемены

Но дело не только в сертификатах. Меняются подходы к ведению бизнеса. Крупнейшие петербургские девелоперы ЛСР и Etalon Group уже отчитываются перед акционерами о мерах по достижению целей устойчивого развития (у Setl Group специального отчёта нет). Так, например, ЛСР за 2020 год рассказала о принятии системы учётов прямых и косвенных энергетических выбросов парниковых газов (на 2021 год стоит цель начать учитывать также косвенные выбросы). В Etalon Group записали в достижения прошлого года сокращение объёма неопасных отходов на 17%, а также снижение потребления электроэнергии и топлива на 6 и 5% соответственно.
В ЮИТ рассказали, что с целью снижения карбонового следа (выбросов СО2) от проектов компании ищут возможность использовать в России "зелёное" электричество, но сделать это сложнее, чем на родине компании в Финляндии. "Потребление электричества ответственно за 80% выбросов парникового газа в период жизненного цикла здания, — подчёркивает Анастасия Горбулина. — В Финляндии возобновляемая энергия доступна не только компаниям, но и частным собственникам, желающим электрифицировать свой дом. В России отсутствует схема, позволяющая застройщику подключать жилые дома к “зелёному” источнику. Мы лишь можем “озеленять” уже потреблённое электричество, покупая сертификаты".
В целом никаких сложных технологий на "зелёных" строительных площадках не применяется. Просто используются более эффективные материалы, а компании более продуманно организуют работу (в том числе внедряют ресайклинг).
"Вопреки сформировавшейся в общественном создании иллюзии, пока редко применяются какие–то “космические” технологии, — говорит руководитель Фонда коллективных инвестиций “Рентавед” Руслан Сухий. — Например, всё чаще стали применять деревянные рамы с энергосберегающими стеклопакетами. Они лучше сохраняют тепло, не выделяют вредных веществ в отличие от недорогих пластиковых. В малоэтажном строительстве в целях повышения экологичности в последние годы практически перестали использовать шифер, который является неэкологичным и даже вредным для здоровья материалом. Вместо него крыши обшивают железом или черепицей".

Всё будет, только ждите

В группе "Эталон" отмечают постепенный рост доли клиентов, для которых при выборе недвижимости важна именно "экологическая" составляющая. Как говорят в компании, влияет в том числе то, что технологии "зелёного" строительства несут материальные преимущества: позволяют снижать расходы на эксплуатацию здания.
"Покупатели квартир в новостройках всё чаще готовы платить чуть больше за дома, построенные с применением зелёных технологий, за квартиры, которые находятся в непосредственной близости от парков и водоёмов и даже за вид из окна на деревья, — подтверждает Руслан Сухий. — Для многих большим плюсом стало озеленение территории внутри двора. Особенно это касается семей с детьми. Пока это относится к объектам высокого класса. В массовом сегменте всё же ключевым фактором остаётся цена квартиры. В коммерческой недвижимости “зелёный” стандарт применяют обычно тогда, когда девелопер или заказчик планирует сам эксплуатировать объект недвижимости. Если коммерческая недвижимость строится на продажу, то российский девелопер, как правило, не загружает себя дополнительными расходами".
По мнению Анастасии Горбулиной, главными драйверами процесса устойчивого развития в российском строительном секторе являются зарубежные компании, организации, использующие иностранный капитал или привлекающие иностранные инвестиции. Однако в последнее время к вопросу подключаются уже и инвесторы, и финансовые организации. "Я не исключаю, что спустя несколько лет строительная организация, желающая получить финансирование, будет обязана следовать тем или иным категориям устойчивости", — предполагает Горбулина.
Так, например, банк ВТБ в начале осени анонсировал запуск "экоипотеки", которая направлена на приобретение энергосберегающих домов. Банк был готов делать ипотечную скидку 1,6% годовых на покупку домов, относящихся по энергосбережению к классу А++ (увы, пока таких очень немного). Позднее в ВТБ заявили, что собираются предложить правительству страны принять полноценную программу государственных субсидий "экоипотеки".
"Думаю, что в ближайшие 2–3 года в России будет принят ряд законодательных актов, регулирующих действия застройщиков в области “зелёного” строительства, — считает Анастасия Горбулина. — Приведут ли эти требования к дополнительным затратам в проектах и насколько окупятся эти затраты, пока сказать сложно".