Спрос, который лопнет: почему россияне вкладываются в ювелирку

Автор фото: shutterstock
Парадоксальная ситуация, когда макроэкономику штормит, реальные доходы падают, цены растут, но потребительский спрос при этом штурмует один пик за другим, смущает многих. Далеко не всё можно списать на эффект низкой базы после 2020–го, обогатившего наш лексикон понятиями "локдаун" и "нерабочие дни с сохранением заработной платы". Многие сферы уже превзошли показатели 2019 года и не собираются останавливаться.
Пытаясь объяснить, почему стоянки возле ТРЦ забиты автомобилями, а маркетплейсы рапортуют о грандиозных итогах распродаж, которые сейчас, кажется, устраивают уже по любому поводу, экономисты призывают обратить внимание на структуру потребления. То есть на то, что именно покупают люди в нынешнее непонятное время. Как утверждает профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ Константин Сонин, картина почти беспрецедентная. Происходит бурный рост потребления товаров длительного пользования. Прежде всего речь, конечно, про бытовую технику и электронику, но, максимально обобщая, сюда можно отнести и предметы роскоши, то есть ту же ювелирную продукцию. Сонин проводит аналогию с 1946 годом в США, когда были сняты торговые ограничения и обыватели ринулись покупать машины, телевизоры и прочие бытовые радости, чтобы компенсировать военную травму. Этому способствовала и экономическая ситуация, ведь США были одной из тех стран, которые смогли неплохо заработать на Второй мировой. Соответственно, денег в экономике страны хватало и потребительский бум было чем поддержать.
Психология нынешнего роста спроса на товары длительного пользования в России иная. Её корни лежат не в прошлом, а в неуверенности и даже страхе перед будущим. Люди покупают то, что, как им кажется, они вряд ли смогут позволить себе в ближайшие годы. Либо то, что в их глазах имеет инвестиционную ценность. Ювелирные украшения наряду с валютой — первое, что приходит в голову человеку, который давно уже не верит банкам и боится связываться с фондовым рынком. Проблема в том, что деньги, которые тратятся на такие долгосрочные покупки, — это в значительной степени искусственно влитые в экономику "вертолётные" выплаты, о вреде которых нам рассказывали много, но ровно до того момента, как решили их всё–таки произвести. Либо потребительские кредиты, средняя сумма которых постепенно растёт. Причём некоторые эксперты видят в этом позитивную тенденцию, так как оборот средств стимулирует экономическую активность. Стимулировал бы, если бы мы точно знали, что все, кто берёт эти кредиты, собираются их отдавать. А так ситуация напоминает скорее очередной надувающийся пузырь, который рано или поздно неминуемо лопнет. И кто уцелеет после этого взрыва — большой вопрос.