Государству не хватает инструментов для регулирования и развития самозанятости

Автор фото: Сергей Коньков

Петербург стал одним из регионов — лидеров по темпам роста количества самозанятых граждан. Но правовых инструментов для регулирования их деятельности не хватает.

Численность самозанятых в Петербурге по итогам октября выросла более чем в 2 раза относительно конца 2020 года. По данным ФНС, на 31 октября в городе числилось 240 648 самозанятых. Из них 228 171 физическое лицо и 12 477 индивидуальных предпринимателей. За первые 10 месяцев 2021 года в городе зарегистрировано 133 409 самозанятых. По темпам роста Петербург сильно обогнал Москву и Московскую область. Однако стать ещё и столицей самозанятости Северной столице не удалось — первенство захватил Краснодарский край. Напомним, эксперимент по введению налога на профессиональный доход для самозанятых (4% для физлиц и 6% для юрлиц) стартовал в городе на Неве в начале 2020 года.
Эксперты отмечают, что появление института самозанятости произошло закономерно, как ответ на современный вызов рынка труда. Профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Инга Цыганкова указывает, что под влиянием коронакризиса в отдельных секторах сферы услуг сократилась численность рабочих мест. Это вынудило бывших наёмных работников проявить предпринимательскую активность, а самозанятость дала им возможность воплотить в жизнь свои бизнес–идеи. Развитие этого института способствует росту свободной конкуренции, повышению качества работ и услуг. Как отмечает Инга Цыганкова, нередко самозанятость становится отправной точкой развития предпринимательской деятельности человека.
"Тенденция по замене трудовых отношений на взаимопартнёрские или подрядные идёт во всём мире. Например, в Нидерландах около половины трудоспособного населения работает по нестандартным формам занятости. Трудовые отношения с некоторыми специалистами сегодня становятся не выгодны работодателям, потому что им необходимы люди с разными наборами компетенций на разные периоды времени. Поэтому институт самозанятости будет неизбежно развиваться", — говорит директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Курячий. Он добавляет, что сегодня молодые профессионалы не хотят связывать себя жёсткими обязательствами, а предпочитают пробовать варианты дополнительного заработка и прибегают к фрилансу.
Недавно правительство РФ предложило создать негосударственный пенсионный план для самозанятых. Проект предполагает, что от каждого заказа определённый процент дохода будет удерживаться и направляться на единый счёт в негосударственном пенсионном фонде (НПФ).
Директор Центра развития и поддержки предпринимательства Санкт–Петербурга (ЦРПП) Лев Кузнецов отмечает, что инициатива правительства адресована не всем самозанятым, а только тем, кто использует цифровые платформы в работе с заказчиками. Это некий гибрид трудовых отношений и отношений с независимыми подрядчиками.
Инга Цыганкова подчёркивает, что такие меры могут повысить социальные гарантии для самозанятых. Обычно это люди, работа которых не требует высокой квалификации, а уровень дохода невысок. "Они не всегда могут позволить себе дополнительные пенсионные отчисления. Крупные компании (например, OZON), использующие онлайн–платформы для привлечения самозанятых к выполнению работ и услуг, смогут участвовать в создании пенсионных накоплений таких граждан", — говорит она.
Лев Кузнецов отмечает, что вопрос с пенсионными выплатами для самозанятых довольно давно находится в подвешенном состоянии. Хотя его решение помогло бы снять сомнения у тех, кто хочет легализовать свои доходы.
"С другой стороны, эта система не носит обязательный характер и позволяет пользоваться накопленными средствами до выхода на пенсию, что фактически приравнивает её к множеству других доступных самозанятым финансовых инструментов", — добавляет также Лев Кузнецов.
Другие эксперты к инициативе с пенсионным планом относятся неоднозначно. Директор Высшей инженерно–экономической школы Политехнического университета Петра Великого Дмитрий Родионов указывает, что помимо разработки программы и донесения информации до самозанятых необходимо её активное внедрение, которое может стать тяжким бременем для бюджета.
"На наш взгляд, необходимо соблюсти баланс между социальной значимостью данной инициативы и стоимостью потенциальных результатов для страны в целом", — говорит Родионов.
Среди мер, которые могли бы простимулировать развитие института самозанятости, эксперты называют повышение предпринимательской грамотности с помощью обучающих программ, а также поддержку стартапов и повышение социальных гарантий самозанятых граждан.
"Мы видим большой общественный запрос на программы обучения. Необходимо расширять их количество, делать упор на конкретные профессии, популярные у самозанятых граждан", — поделился с "ДП" Лев Кузнецов.
По мнению Александра Курячего, сегодня инфраструктуры и сервисов для самозанятых вполне хватает, говорить о дополнительных серьёзных мерах пока не стоит. Единственное, эксперт считает, что было бы целесообразным подумать о снижении ставок по кредитам.
Юрист по вопросам трудового права HeadHunter Татьяна Нечаева обращает внимание и на другие нюансы. В частности, она считает, что планку годового заработка самозанятых в 2,4 млн рублей нужно менять. С момента запуска этого режима она остаётся неизменной.
"На первый взгляд, сумма дохода кажется большой, но она достижима для ряда самозанятых. Несвоевременный мониторинг планки по доходам в год грозит для заказчика некорректным оформлением отношений. Если самозанятый лишается статуса (это происходит, когда лимит оказывается исчерпан), то заказчик, являясь налоговым агентом, должен будет удержать НДФЛ из вознаграждения, оплатить страховые взносы в фонды, а если он этого не сделает, то ему грозят доначисления и пени", — подчёркивает эксперт.