Плата за вход: "Сбертройка" пробилась в Петербург

Автор фото: ТАСС
Не только перевозчики зарабатывают на плате за проезд

"Сбертройка" всё же нашла выход на петербургский рынок электронной оплаты проезда, хоть за это и придётся заплатить городу 25 млн рублей. Инвестиция более чем выгодная.

Накануне, 16 ноября, ООО "Сбертройка" (по 49% принадлежит АО "Расчётные решения", "дочке" Сбербанка, и ГУП "Московский метрополитен", ещё 2% у АО "Мострансавто") признали победителем аукциона по развитию государственной информационной системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Её нужно научить работать с билетами с QR–кодами, которые Смольный планирует запустить в 2022 году.
Борьба за контракт стоимостью почти 40 млн рублей велась ожесточённая и увлекательная: участники, снижая начальную цену, ушли в минус, после чего ставки, наоборот, нужно было повышать. Сразу три компании предложили доплатить городу более 25 млн рублей: ООО "Системы электронных телефонных карт", ООО "Урбан Траффик" и ООО "Сбертройка". Последняя предложила заплатить больше всех — 25 млн 279 тыс. рублей, в результате чего и получила право на заключение контракта.
Несколько собеседников "ДП" на транспортном рынке назвали результат прошедших торгов платой "Сбертройки" за вход на петербургский рынок, куда компания давно стремится. Весной "ДП" писал, что вместо "Подорожника" Петербургу и Ленобласти она настойчиво предлагала перейти на столичную систему оплаты проезда, которая тиражируется в регионы под названием "СберТройка". Для Петербурга этот проект неинтересен, отмечали эксперты, поскольку по сути своей это такая же устаревшая технология, как и "Подорожник".
"До последнего момента “Сбертройка” пыталась осуществить интеграцию через Ленобласть, предлагая региону свой проект. Его было необходимо “подружить” с “Подорожником”, но аргументов для Смольного, чтобы получить от него нужную информацию, у разработчиков не нашлось, — говорит источник “ДП” на транспортном рынке. — Нынешний контракт — действительно плата за вход, за то, что город даст официальный доступ к софту СЭКОП и к интеграциям внутри города, например в метрополитен".
"Считаю, “Сбертройкой” было принято правильное решение: взять выполнение госконтракта, доплатить, если не сдаются другие участники, и на этом основании сказать городу, что и QR–коды сделают, и технологическую основу так модернизируют, что СЭКОП перестанет быть прежним. И технологическая основа, процессинг и частично сама технология будет заменена или дополнена. У “Сбертройки” просто не было другого выбора, иначе пришлось бы уйти. Их в дверь, а они в окно", — говорит ещё один собеседник издания, знакомый с ситуацией.
По его мнению, 25 млн рублей компания сможет легко вернуть уже в следующем году с учётом того, что через СЭКОП будет проходить порядка 10% оплат, которые сейчас совершаются за разовый проезд. "Комиссионный процент Сбербанка и плата за процессинг “Сбертройки” никуда не денутся, их оплатит город", — говорит он.
Оперативно получить комментарий от "Сбертройки" "ДП" не удалось, как и от создателя СЭКОП Елены Маковой, руководившей компанией–разработчиком "МФ–Тариф".
"Компания понимала, что в её старом коде разобраться кому–то со стороны нереально и никто не будет этим заниматься. На этой почве возникла синергия с городом, разорвать которую было очень сложно. Поскольку не было технологий, позволяющих обеспечить мягкую миграцию пользователей с одного процессинга на другой. Сейчас это уже возможно. Новые технологии пришли. И мы видим, как они побеждают", — говорит собеседник "ДП" в Смольном.
Сейчас СЭКОП и "Подорожник" — закрытая система, с которой невозможно интегрироваться. В технологическом плане это проблема. Ключевое, что через новый контракт сделает "Сбертройка", — сможет убрать эту технологическую недоступность.
"Петербург не находил в себе силы сделать шаг в новую технологическую реальность. Позиция была такой: работают старые системы, и хорошо. А кто–нибудь потом сделает этот рывок за нас. Сейчас городу просто помогли это сделать", — считает один из источников "ДП" в транспортной сфере.