Суд в конце тоннеля: расторжение контрактов с "Метростроем" оспорили

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

Надежды Смольного на мирный перевод строительства подземки с прежнего подрядчика (ОАО "Метрострой") на нового (АО "Метрострой Северной столицы"), похоже, не оправдались. Экс–советник гендиректора "Метростроя" Константин Ерошенко обжаловал одностороннее расторжение властями крупных контрактов на строительство метро.

В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступили четыре иска Константина Ерошенко, акционера ОАО "Метрострой" (16,3%). Владельцем ценных бумаг он стал в декабре 2020 года: он получил их от Ольги Александровой, супруги экс–гендиректора компании Николая Александрова. Ещё до покупки акций Александровы выдвигали Константина Ерошенко на должность гендиректора, но безуспешно. Не удалось ему добиться этого и через суд.
Ранее Ерошенко был гендиректором учреждённого компанией "Стройтрансгаз" (СТГ) Геннадия Тимченко (№2 в Рейтинге миллиардеров "ДП") АО "Метротрансстрой", которое также претендовало на то, чтобы стать новым генподрядчиком строительства петербургской подземки. Поэтому некоторые эксперты рассматривают его иски как привет от несостоявшихся конкурентов. К тому же экс–владелец "Метростроя" Вадим Александров в 2020 году был назначен советником гендиректора СТГ. Тогда же "ДП" писал, что компания хочет на субподряд к "Метрострою Северной столицы", поэтому "потребует считаться с ними".
В трёх случаях суд принял заявления Константина Ерошенко к производству, ещё по одному обращению пока решение не принято. Ответчиком по всем искам выступает Санкт–Петербургское государственное казённое учреждение "Дирекция транспортного строительства" (ДТС).
Поводом к спору стало расторжение крупных контрактов "Метростроя" на строительство петербургской подземки, о чём Смольный уведомил подрядчика в начале октября. Решение было односторонним, и не без оснований: не все работы выполнены, сроки сорваны, деньги не освоены.
Основных контрактов у "Метростроя" было два: Лахтинско–Правобережная линия (ЛПЛ, оранжевая ветка) от "Спасской" до "Горного института" со станцией "Театральная" и Красносельско–Калининская линия (ККЛ, коричневая ветка) от "Путиловской" до "Юго–Западной". По ЛПЛ из 28 млрд рублей, предусмотренных контрактом, подрядчик освоил 13 млрд рублей, а работы в целом выполнены на 64%. Среди причин для расторжения, в частности, срыв сроков сооружения шахт, технических объектов и вестибюля на Большом пр. В. О. По ККЛ из 38 млрд рублей освоено только 13 млрд, доля выполненных работ — 35%. В этом случае "Метрострой", например, сорвал сроки строительства наклонного хода на "Казаковской". Заказчик в лице комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Санкт–Петербурга усомнился, что все работы по этому контракту будут выполнены до 15 декабря 2024 года (это уже перенесённый срок. — Ред.). Это и стало основанием для "расставания".
Помимо этого у бывшего строителя петербургской подземки были долги по закрытым в общем–то контрактам. Речь о Невско–Василеостровской линии (НВЛ, зелёная ветка) и Фрунзенском радиусе (фиолетовая ветка). На зелёной ветке к чемпионату мира по футболу 2018 года "Метрострой" построил станции "Новокрестовская" (ныне "Зенит") и "Беговая", но по сей день остались недочёты.
Есть и суды на этот счёт. Из 32 млрд рублей от стоимости контракта работы не выполнены на 2 млрд рублей. На фиолетовой ветке в 2019 году запустили три станции: "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары", но недоделок здесь набралось на 1,7 млрд из 34 млрд рублей стоимости контракта.
Попытки Константина Ерошенко добиться в суде обеспечительных мер — приостановки действия решения Смольного об одностороннем расторжении контрактов — успеха не имели. В двух процессах, где такие ходатайства заявлялись, суд отказал экс–сотруднику "Метростроя".
Ранее "ДП" писал, что Смольному вряд ли удастся без проблем перевести работы по строительству подземки на нового подрядчика. И иски Константина Ерошенко свидетельствуют в пользу такого предположения.
Впрочем, по мнению экспертов, осложнения могут возникнуть только в одном случае — если суд удовлетворит их. Однако, как полагает адвокат Александр Соловьёв, трудно представить, что такое случится. "Метрострой", будучи в процедуре банкротства более 2 лет, вряд ли выполнял работы безупречно, так что поводы у госзаказчика для расторжения контрактов, скорее всего, имеются.
"Собрание кредиторов “Метростроя” уже приняло решение о прекращении хозяйственной деятельности должника: коллектив перешёл в “Метрострой Северной столицы” (МССC), имущество банкрота сдано в аренду и т. д., — говорит Александр Соловьёв. — В таких условиях иски к ДТС не имеют благоприятных перспектив. “Бумажная война” на уровне процессуальных документов вряд ли будет иметь какие–либо реальные последствия".
Работы по оспариваемым контрактам уже перешли МССC. Решение Смольного вступило в силу спустя 10 дней после отправки официальных писем генподрядчику. 29 октября власти отчитались о заключении госконтракта на строительство объектов метрополитена стоимостью 602,7 млрд рублей с МССС.
Напомним, в октябре 2021 года распоряжением правительства страны МССС (на 65% принадлежит Смольному, на 35% — ВТБ) был наделён статусом единственного исполнителя работ, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией объектов метрополитена в Петербурге. Решение было принято по поручению президента Владимира Путина. Именно это позволило заключить госконтракт с компанией без объявления конкурса. Губернатор Александр Беглов назвал подписание госконтракта с МССС началом новой эпохи петербургского метростроения.
Ни Смольный, ни МССС не прокомментировали подачу исков Константином Ерошенко. Представитель Вадима Александрова, бывшего гендиректора "Метростроя", отказался от комментариев.
Однако если судебные процессы, инициированные Константином Ерошенко, Смольный и МССС ещё могут игнорировать, то на возможные действия независимых кредиторов "Метростроя" закрыть глаза будет затруднительно.
Дело в том, что 11 октября собрание кредиторов "Метростроя" решило прекратить хозяйственную деятельность должника и заключить договоры по передаче имущества "Метростроя" новому подрядчику. "И эти решения, скорее всего, будут оспорены кредиторами", — прогнозирует Александр Соловьёв.
Очевидно, что решения, по сути, приняты МССС в условиях конфликта интересов — так оценивает ситуацию один из источников "ДП". К примеру, прекращение хозяйственной деятельности "Метростроя" выгодно МССС как новому подрядчику, заинтересованному в получении имущества должника. Ведь без активов и производственных мощностей "Метростроя" МССС вряд ли сможет своевременно выполнить свои обязательства по госконтракту.
Само решение стало возможно благодаря тому, что МССС, отказавшись от залогового требования на горнопроходческие щиты "Метростроя", получил право голосовать по повестке собрания. И в результате как мажоритарный кредитор МССС смог добиться решения о прекращении хозяйственной деятельности "Метростроя" и разрешения конкурсному управляющему Светлане Судье заключить договоры о передаче имущества должника третьим лицам. "Нет никаких сомнений, что таким третьим лицом является сам МССС", — полагает Александр Соловьёв.
Новый подрядчик строительства петербургской подземки согласен с тем, что независимые кредиторы "действительно могут обжаловать решения собрания".
"Мы понимаем, что такие действия с их стороны возможны, и в подобных случаях готовы в индивидуальном порядке работать с возражениями в рамках собрания кредиторов. В любом случае мы выступаем за консолидацию позиций всех участников", — заявили "ДП" в МССС.
Для удовлетворения иска Константин Ерошенко должен не только доказать незаконность разрыва госконтракта со стороны ДТС, но и обосновать в суде, как именно данное решение затрагивает его права и законные интересы. Даже если решение госзаказчика признают не соответствующим закону, но при этом суд не установит связи между этим нарушением и юридически значимым интересом Константина Ерошенко, в этом случае иск не будет удовлетворён. Ходатайство об обеспечительных мерах по двум искам Константин Ерошенко мотивирует тем, что не будут закреплены уже выполненные работы, а это, в свою очередь, нарушит публичные интересы и создаст угрозу причинения вреда окружающей среде. Кроме того, по мнению истца, остановка работ приведёт к невозможности получения оплаты за уже сделанные работы и, как следствие, расчёта с кредиторами, выплаты заработной платы, налогов и т. д. Однако же заявитель так и не указал, как непринятие обеспечительных мер нарушит его личные права и законные интересы. И поэтому суд отказал ему. Аналогичным образом суд может отказать Константину Ерошенко и в удовлетворении его исков. Добавлю, что истец не является стороной спорного контракта, поэтому обосновать свой юридически значимый интерес в признании недействительным решения ДТС об отказе от контракта в этих делах ему будет достаточно сложно.
Дарья Титкова
руководитель практики разрешения споров и юридического сопровождения "ССП–Консалт"
Что касается передачи оборудования, скорее всего, передаётся то, что сейчас используется на объектах при проведении работ. Возможность оспаривания этой передачи я оцениваю в 99,9%. Просто так ничего не бывает. "Метрострой" является должником перед многими организациями, поэтому думаю, что всё будет оспариваться. Пройдёт ли передача дел от "Метростроя" к "Метрострою Северной столицы" гладко? Я думаю, что гладко, конечно, не будет. Город максимально старается облегчить этот процесс, но полностью это невозможно сделать, поскольку у "Метростроя" множество кредиторов. Но должен он не потому, что он такой плохой, а потому, что город с "Метростроем" по многим моментам не рассчитался. В частности, по стадиону. И цены по метростроению были снижены на 30% по последним станциям. Полную стоимость обещали потом выплатить. Но деньги никто не вернул. В моём понимании восстановить темпы строительства метро, которые были до недавнего времени, в ближайшие 20 лет практически невозможно, если не будут приняты меры, как до и после Великой Отечественной войны: привлечены иностранные компании, мобилизованы ресурсы и др. Думаю, в ближайшее время это не случится. Никто сегодня не занимается метростроением в Петербурге. Ни губернатор, ни профильный вице–губернатор.
Сергей Алпатов
гендиректор ассоциации "Подземстрой"