Татьяна Елекоева Все статьи автора
2 сентября 2021, 08:09 1147

В коллаборации с ДМС: настоящее и будущее корпоративных медуслуг

Фото: Коньков Сергей

Возможные схемы, по которым в ближайшем будущем будет развиваться рынок корпоративного медицинского обслуживания, обсудили участники круглого стола "Делового Петербурга" "Новые тенденции и вызовы на рынке корпоративного медицинского обслуживания".

Корпоративное медицинское обслуживание — один из наиболее эффективных и бюджетных способов повысить лояльность сотрудников. Это подтверждают данные HeadHunter, согласно которым корпоративная медицина — самая востребованная часть социального пакета, которой соискатели уделяют особое внимание.

Рынок корпоративного медобслуживания — в условиях новой реальности: прямая трансляция

Рынок корпоративного медобслуживания — в условиях новой реальности: прямая трансляция

4111

По словам Юлии Сахаровой, руководителя hh.ru по СЗФО, в настоящий момент на рынке труда растёт конкуренция за персонал, в связи с чем компании вынуждены усиливать компенсационные пакеты для кандидатов, в частности, включая в них больше услуг по полисам ДМС. По данным hh.ru, в Петербурге пакеты добровольного медицинского страхования (ДМС) своим сотрудникам предоставляют 72% компаний. Гораздо чаще полисы ДМС используют крупные компании, в которых более 500 сотрудников (их доля в общем объёме на рынке составляет 56%), а также корпорации, работающие в таких профессиональных областях как IT (27%), производство, сельское хозяйство (22%) и продажи (22%).

Урезанное покрытие

Участники круглого стола рассказали об основных схемах медицинского обслуживания для корпоративных клиентов, которые сейчас существуют на рынке. Наиболее распространённым и востребованным со стороны корпораций способом является коллективное ДМС, когда из бюджета фирмы выплачивается страховая премия за каждого застрахованного сотрудника. Размеры страховых премий самые разные.

"Я знаю примеры, когда стоимость программы страхования на одного застрахованного составляет от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей, но такие цифры — это исключение, которое касается только крупных банкиров, консультантов, ключевых сотрудников IT-компаний. В среднем же сумма страхового взноса составляет 10–20 тыс. рублей в год и не превышает 100 тыс. рублей на сотрудника. Также крайне важно наполнение такой страховки. Необходимо, чтобы покрытие включало страхование от критических заболеваний, в частности, выявления и лечения злокачественных опухолей, инфарктов, инсультов и других серьёзных заболеваний", — сказал Евгений Дубенский, президент Страховой компании "Медэкспресс".

По словам Алексея Кузнецова, генерального директора ООО "СК "Капитал-полис", в стандартный пакет, как правило, не входит даже ПЦР-тестирование. "Сам по себе диагноз COVID-19 — это уже не страховой случай. Иногда, в качестве исключения ПЦР оплачивается, но только тогда, когда надо поставить диагноз. Если же выясняется, что у человека всё же COVID-19, то на этом ответственность страховых компаний заканчивается", — рассказал Алексей Кузнецов.

При этом, по словам Александра Солонина, генерального директора СРО "Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга", стоимость приемов в секторе ДМС очень высока и ежегодно отмечается её рост. "Если в 2019 году средняя цена находилась на уровне 3250 рублей, то в 2020 она составила уже 3400 рублей. А к концу 2021 года этот показатель скорее всего увеличится до 3600 рублей, — прогнозирует Александр Солонин. — Среднегодовые затраты на каждого пациента в секторе ДМС почти вдвое выше, чем в системе ОМС. Например, в 2020 году они составили около 32 тыс. рублей на человека, в то время как расходы по полисам ОМС составляют всего 16 400 рублей".

Новые возможности

Круглые столы "Делового Петербурга"

Круглые столы "Делового Петербурга"

8411

Чтобы расширить спектр покрытия и в то же время сэкономить деньги, компании прибегают к новым схемам взаимодействия с медицинскими учреждениями. Например, к работе по модели селф-фандинг, когда компании-клиенты оплачивают только оказанные услуги и комиссию провайдера, который берёт на себя общение с клиниками и документооборот. Или же в офис или на производство приглашают доктора, который ведёт наблюдение пациентов по предварительно согласованному графику.

"Мы обеспечиваем медицинскую безопасность на крупных предприятиях, для коллективов различных компаний в 18 регионах страны. Сейчас появляется много запросов как на организацию на предприятиях целых кабинетов с соответствующим медицинским оборудованием, так и на врача офиса, приезжающего регулярно на один-два часа для того, чтобы обеспечить постоянное наблюдение пациентов, которые к ним обращались ранее, но в данный момент в силу разных причин не могут приехать в клинику", — подчеркнул Петр Бурмистров, главный врач компании "СОГАЗ" ПРОФМЕДИЦИНА".

По его мнению, за счёт полноценного наблюдения, когда в течение длительного времени врач и пациент находятся в тесном контакте, работодатель оказывается в существенном выигрыше: ведь такая схема работы приводит к экономии средств, поскольку работники меньше болеют и, как следствие, реже берут больничные листы. Петр Бурмистров также отметил, что всё более ярко выраженным трендом становится возрождение производственной и цеховой медицины, которая была очень популярна во времена СССР, а в постсоветские времена была незаслуженно забыта.

"На некоторых петербургских предприятиях уже функционируют практически полноценные поликлиники в виде медико-санитарных частей, со специалистами, кабинетами физиотерапии, забором материала для лабораторных анализов, — подтвердил Роман Константинов, руководитель Группы компаний "Эко-безопасность". — Исторически в Петербурге медсанчасти были представлены в основном на предприятиях с вредными условиями труда — как правило, из сферы тяжелой промышленности: судостроения, машиностроения. В последние годы этот круг расширился. Строго говоря, медицина труда касается абсолютно всех компаний, независимо от сферы деятельности. Как минимум в силу Трудового кодекса РФ, согласно которому человек при приёме на работу должен пройти предварительный медицинский осмотр".

Однако, по мнению Сергея Скородумова, директора медицинского центра "Энерго", никогда отдельно взятая медицинская компания не удовлетворит все потребности пациента. "Программа ДМС позволяет использовать более широкие возможности медицинских учреждений города и охватить большее количество квалифицированных врачей", — считает Сергей Скородумов.

Алексей Кузнецов согласился с коллегой: "Имея базовое учреждение можно и о скидках договариваться, и понимать ситуацию с заболеваемостью. Но разница в том, что если вы заключаете договор с одним медучреждением, то у вас один договор и один поставщик медицинских услуг. А заключая договор со страховой компанией, вы получаете один договор и 100 медицинских учреждений на выбор. Что касается селф-фандинга, то вы не можете получить услугу на сумму больше той, что вы заплатили. А в страховании по полисам ДМС такая возможность есть".

Выиграют все

По мнению Романа Константинова, выходом из ситуации мог бы стать некий компромисс в виде объединения добровольного страхования, цеховой медицины и системы ОМС. "Пока это — необъединяемые вещи, т.к. между ними нет достаточного взаимодействия. Для потребителя комплексный подход в этом вопросе будет значительным позитивным сдвигом. Например, он сможет пройти по ДМС чек-ап для оценки рисков, затем этот чек-ап будет усилен диспансеризацией по ОМС и профосмотром, который даст работодателю представление о его профессиональной пригодности. Это экономия сил, финансов, времени, а в итоге — повышение качества медицинских услуг".

Свои преимущества в таком конгломерате также есть и для страховых компаний. По словам Романа Константинова, помимо урезанного наполнения недостатком классического ДМС является и то, что совершенно не используются возможности андеррайтинга рисков и затрат в зависимости от состояния здоровья работников, в то время как при объединении систем ДМС, ОМС и цеховой медицины их получить значительно проще.

По словам Алексея Кузнецова, в системе ДМС действует принцип, когда здоровый платит за больного. "Когда речь идет о коллективном страховании, то страховая компания не проводит анкетирование с целью выявления людей с хроническими заболеваниями", — рассказал Алексей Кузнецов. В то же время, по словам Владислава Тупикова, главного врача клиники "Источник", к.м.н., такая информация автоматически будет доступна страховой компании, если предприятие на длительное время будет закреплено за каким-то одним медицинским учреждением.

"В этом случае у страховой компании появляется достаточно много информации о состоянии здоровья каждого отдельного сотрудника, поскольку медицинские организации (особенно крупные) имеют хороший персональный учёт и хорошую аналитику. Благодаря этому затраты на данный коллектив снижаются — как у работодателя, так и у страховой компании", — пояснил Владислав Тупиков.

Уже не одно исследование рынка медицинских услуг выявляет тренд повышения требований пациентов к сервису. Более половины опрошенных клиник отмечают, что люди чаще выбирают те клиники, с которыми можно взаимодействовать в современном цифровом формате: можно записаться онлайн, получить свою медицинскую карту и результаты обследований в электронном виде. В интеграции информационных систем участников частной и государственной системы здравоохранения много пользы. Например, не секрет, что государственные клиники работают по ДМС — но обмен данными с частными клиниками сейчас не налажен. Было бы удобно получать и передавать сведения по цепочке участников процесса диагностики и лечения пациента, от одного врача к другому. Пациенты-держатели полисов ДМС получили бы удобный и современный сервис: можно выбрать специалиста, клинику и записаться на приём онлайн, например, через личный кабинет страховой компании, мобильное приложение или корпоративный портал работодателя. Пациент смог бы посмотреть свои данные глобально, вне зависимости от того, где он получал помощь, показать их своему текущему врачу. А страховые компании, собирая все данные в цифровом виде, смогут экономить, сокращая затраты рабочего времени своих сотрудников: от операторов колл-центров до врачей-экспертов, что, скорее всего, в конечном итоге, скажется на цене полисов в лучшую сторону. Государство же, как основной регулятор в сфере здравоохранения, сможет контролировать участников процесса оказания медицинской помощи с минимальными затратами, и, конечно же, предложить пациентам свои услуги в новом, интерактивном режиме. Например, запись в коммерческую клинику на платный приём, когда нет свободных врачей в государственной клинике. А можно пойти дальше: после платного приёма формировать документы на налоговый вычет, такая услуга есть, но ей мало кто пользуется. Это точно положительно скажется на здоровье населения.
Владимир Соловьев
Владимир Соловьев
эксперт компании "Нетрика Медицина", генеральный директор "ЭлНетМед"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама