Шире шаг: что последует за резким увеличением ключевой ставки

Автор фото: ТАСС

Банк России ожидаемо увеличил ключевую ставку на 100 б. п., до 6,5%. И дал понять, что может и не продолжить её повышение.

Увеличения ставки на 100 базисных пунктов (б. п.) с 26 июля ожидали большинство финансистов, опрашиваемых в последние дни агентствами Bloomberg, Reuters и др. Менее вероятными вариантами считались 75 и 50 б. п., но такие прогнозы тоже были. К примеру, аналитики "ВТБ Капитала" называли предполагаемое повышение в июле больше чем на 50 б. п. избыточным. Такие оценки позволяло давать некоторое снижение инфляции в России в июле: по итогам позапрошлой недели Росстат впервые в этом году зафиксировал дефляцию, а годовой рост потребительских цен, по его данным, снизился с 6,58 до 6,46%.
Однако Банк России не обратил внимания на робкие признаки замедления инфляции, а сконцентрировался на других факторах. К примеру, инфляционные ожидания населения, по результатам опроса "инФОМ", в июле подскочили с 11,9 до 13,4%, указано на сайте ЦБ РФ. А оценка наблюдаемой населением инфляции в июле выросла до 16,5 с 14,9% в июне.
Сделав решительный жест, банк России существенно смягчил риторику по поводу дальнейшей денежно–кредитной политики. Однако возможность нового подъёма ставки в сентябре на 25, 50 или даже 100 б. п. заявление ЦБ РФ не исключает. Тем более что в опубликованном в пятницу прогнозе он повысил ожидания по инфляции на 2021 год с 4,7–5,2 до 5,7–6,2%, а на 2022–й — с 4 до 4–4,5%.
"В целом заседание ЦБ завершилось в соответствии с моими ожиданиями (ставка повышена на 100 б. п., прогноз по инфляции как на текущий, так и на будущий год сдвинут вверх), — отмечает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК “Регион”. — Также соответствует моим ожиданиям значительная длительность сохранения ключевой ставки выше 6% годовых. В то же время сигнал относительно дальнейшей траектории денежно–кредитной политики значительно более жёсткий, чем я ожидал. В сентябре регулятор вновь будет рассматривать повышение ключевой ставки на 100 б. п. Объяснение этому, скорее всего, следующее: крупнейшие центральные банки продолжат в текущем и будущем году мягкую денежно–кредитную политику, снятие ограничений в рамках сделки ОПЕК+ приведёт к сохранению высоких темпов экономического роста, что будет способствовать дальнейшему расширению внутреннего спроса в условиях полузакрытых для международного туризма границ".
"После публикации данных об июньской инфляции в России и последующего заявления Эльвиры Набиуллиной о возможном диапазоне изменения ставки на ближайшем заседании мы ожидали, что ключевая ставка будет повышена на 75–100 б. п., — говорит начальник отдела анализа долгового рынка “Открытие Брокер” Владимир Малиновский. — Впрочем, буквально за неделю до заседания на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации в мире, за которой последовала коррекция на глобальных товарных и фондовых рынках, появилась вероятность, что ужесточение политики будет не столь сильным и ограничится повышением ставки в диапазоне 50–75 б. п. Определённую поддержку такому предположению оказала и динамика изменения доходности на рынке гособлигаций — за последнюю неделю ставки по ОФЗ снизились в среднем на 15–20 б. п. Таким образом, с одной стороны, решение Банка России о повышении ставки на 100 б. п. не стало сюрпризом, а с другой — всё же оказалось на верхней границе прогноза. Предсказывать дальнейшие действия ЦБ сейчас достаточно сложно: как заявляет сам регулятор, это будет зависеть от данных по восстановлению экономики и инфляционному давлению, при этом глава ЦБ не исключает, что состоявшееся повышение может стать и последним в текущем цикле. Пока что наш прогноз предполагает, что до конца текущего года ставка может быть повышена на 0–50 б. п.".