С 1 августа вступают в силу поправки к закону "О границах объединённых зон охраны…", которые расширяют их и ужесточают режимы вне центра.
Таким образом, этот городской закон наконец полностью начнёт действовать. Новая его редакция была подписана губернатором ещё год назад — 29 июля 2020–го. При этом по большей части она вступила в силу только с 1 февраля 2021 года. А одно из приложений к документу (отсканированное, по совпадению, в трудночитаемом виде в очень плохом качестве) начнёт действовать только с 1 августа нынешнего года.
Как объясняли в КГА, задержку предусмотрели для того, чтобы застройщики успели завершить начатые прежде проекты по старым правилам. Если Госстройнадзор выдаст разрешение на строительство в одной из их зон до 1 августа, оно продолжит действовать и после ужесточения режимов, говорил ранее "ДП" партнёр АБ "Качкин и партнёры" Дмитрий Некрестьянов. Несколько иной комментарий давали в КГИОП.
"Федеральным законодательством предусмотрена компенсация собственникам земельных участков в случае установления на их территории зон охраны. В связи с этим в целях минимизации ущерба от теоретически возможных прецедентов установлено несколько отлагательных сроков вступления закона в силу", — комментировали в комитете в феврале, когда в силу вступила вторая часть закона.
В комитете отмечали, что на август были отложены те территории, где охранные зоны создаются на месте временных защитных зон памятников архитектуры. Получил ли кто–либо в итоге выплаты — неизвестно.
Дошли до Уральской
На слуху один из спорных проектов в Василеостровском районе. Здесь, на острове Декабристов, граница зоны регулируемой застройки ОЗРЗ–2 (06) передвинулась севернее, чем была начерчена прежде. Раньше она шла по ул. Одоевского, а теперь перешагнула за Железноводскую, где охватила ряд доходных домов (защитив их от возможного сноса), а также постройки ткацко–красильной фабрики.
Из–за одной такой постройки (Уральская ул., 8Б), как сообщал "ДП", недавно разгорелся скандал. Для этого участка был разработан и представлен на Градсовет проект нового здания. Но после 1 августа снос дореволюционной постройки окажется невозможен.
Сейчас по поводу этого здания идут суды. Так как инвестор успел получить градплан участка, он теоретически может добиться оформления разрешения на строительство и после 1 августа.
Отметим, что в эту же зону попали постройки ткацко–красильной фабрики между Уральской ул. и наб. Макарова и территория к юго–западу от Смоленского лютеранского кладбища.
В целом логика ужесточения режима в сером поясе Василеостровского района понятна: старые заводские и другие постройки образуют здесь определённую среду, у которой есть ценители. Здесь, на ул. Одоевского, между прочим, расположена медсанчасть, из–за которой идут судебные баталии (сама медсанчасть, отметим, из зоны вырезана). При этом территория довольно хаотично уходит под редевелопмент, тут и там растут жилые комплексы.
По пути с Бродским
Изменения не ограничиваются Василеостровским районом. В Выборгском районе зону ЗРЗ (36) 01 расширяют на микрорайон между парком Лесотехнической академии и садом "Серебряный пруд". Местные жители протестовали против строительства в нём жилого комплекса, но здание тем не менее было возведено.
Среди ценной застройки можно выделить доходный дом Забелиной на 2–м Муринском пр., 31, одно из немногих сохранившихся строений старого Лесного. Прежде этот дом не имел охранного статуса.
"Живой город" подавал заявку на установление там охранной зоны, говорил "ДП" координатор движения Дмитрий Литвинов. Здание собираются приспособить для главного следственного управления Следственного комитета. Кроме того, среди сталинской застройки квартала можно отметить общежития Лесотехнического университета со стороны Новороссийской ул.
В Красногвардейском районе в охранную зону ОЗ–1 (11) 01 переводят воспетый Бродским квартал тысячи арок у моста Александра Невского ("Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок"), застроенный в сталинском вкусе. Все дома его образуют единый ансамбль. В отличие от зон регулируемой застройки ЗРЗ, в охранных зонах не допускается новое строительство.
Как раз недавно в этом квартале, со стороны Заневского пр., возвели новый многоэтажный корпус Морской академии им. Макарова. При этом выходящее на Заневский бывшее здание Гидрографического института, также ныне относящееся к академии, было реконструировано: его металлический купол заменили на стеклянный. Жители опасались продолжения застройки, так как в квартале есть скверы, где её можно было бы разместить.
Законодательные изменения затронули и соседний квартал, между ул. Стахановцев и Новочеркасским пр. На него, включая и Новочеркасскую пл., распространили зону регулируемой застройки ОЗРЗ–2 (11). Прежде этот квартал вовсе не охранялся.
Ткачи и Командиры
Сразу несколько изменений произошло в Невском районе. На правом берегу Невы зону ЗРЗ (12) 04 устанавливают на Киновиевском кладбище, киновии Александро–Невской лавры (которая сейчас бурно возрождается) и в соседнем жилом квартале на Октябрьской наб. — так называемой Киновиевке.
На левом же берегу Невы узкую полоску в виде охранной зоны ОЗ–2 (12) 08 установили вдоль сталинской застройки Ивановской ул. — домов с необычными колоннами между улицами Седова и Бабушкина (архитекторы Евгений Левинсон, Игорь Фомин, Сергей Евдокимов). Более обширную территорию вокруг включили в зону регулируемой застройки ЗРЗ (12) 07.
Наконец, в зону ЗРЗ (12) 02 внесли жилмассив рабочих–текстильщиков на ул. Ткачей, а также занимающую довольно много земли малоэтажную застройку 1950–х годов по ул. Крупской.
В Курортном районе, в Александровской под Сестрорецком, в зону ЗРЗ (38) 04 попал большой квартал к югу от озера Сестрорецкий Разлив, между проспектом Красных Командиров и ул. Коробицына. В нём сохранились деревянные дачи начала XX века.
Упёрлись в Кокорева
Между тем уже идёт разработка следующей корректировки зон охраны. При этом обсуждается, в частности, возможность использования территории, ныне занимаемой складами Кокоревых на Лиговском проспекте, для строительства терминала высокоскоростной железной дороги на Москву. Похоже, что вопрос так и не решён.
Кроме того, предметом обсуждения было размещение в акватории Невы копий старинных парусных кораблей.
В КГИОП считают, что "постоянная корректировка закона № 820–7 — последовательная, плановая работа, которая на протяжении многих лет проводится с целью развития сбалансированной системы, позволяющей обеспечить должную сохранность как исторической среды объектов культурного наследия в целом, так и составляющих её элементов". Корректировка основывается "в том числе на правоприменительной практике".