Екатерина Рыбас Все статьи автора
25 июня 2021, 14:14 94

Подвезите вокруг света: кочевой театр побаловал Петербург свежей премьерой

Есть в нашем городе театры, расположенные вне привычных театральных маршрутов. Часто эти театры ведут кочевую жизнь и арендуют площадки в разных районах города.

Практика отмен в театрах: как пандемия влияет на изменения в репертуаре

Практика отмен в театрах: как пандемия влияет на изменения в репертуаре

273
Александра Бойкова

Один из таких кочевых петербургских театров — "Открытое пространство". Несмотря на то что существует он уже 15 лет, собственной площадки у него нет. Последнюю премьеру — спектакль для семейной аудитории "Улитка и кит" по мотивам известной сказки английской писательницы Джулии Дональдсон — выпустили на сцене театра "За Чёрной речкой".

Из жизни улиток

История маленькой улитки, которая очень хотела увидеть мир и подружилась с китом, взявшим её в кругосветное путешествие, написана в стихах и умещается всего на нескольких страницах. Казалось бы, что тут играть? На основе этой коротенькой сказки Екатерина Гороховская, в режиссёрском багаже которой преобладают постановки для детей и подростков, рассказывает нам драматичную историю взросления.

Открывает спектакль зарисовка из жизни улиток. Одна из них (играют по очереди Янина Бушина и Алла Данишевская) целыми днями смотрится в зеркало, охорашивается, спит. Другая (Ксения Морозова и Мария Павловская) всё время что–то жуёт, не отвлекаясь на внешний мир. Сценка очень смешная и узнаваемая. Эти скучные взрослые улитки приспособились, перестали мечтать, "окуклились". И только маленькая улитка–непоседа никак не хочет смириться со своей улиточной судьбой и мечтает о морях и дальних странах.

Очень точно выбраны артисты на главные роли. Малютку–улитку играет Регина Окунева, миниатюрная и хрупкая как дюймовочка. Она живая и непосредственная, с мгновенными, как у детей, переходами от смеха к слезам и обратно. В роли её друга Кита — исполинского роста, почти вдвое выше Улитки, Иван Рябенко. Но дело даже не во внешних данных артистов. Театр показывает нам идеальные отношения между ребёнком, рвущимся познавать этот мир, и взрослым — таким, каким играет его Рябенко.

Опасный взрослый мир

Спектакль отнюдь не благостный, в нём нет привычной в детском театре приторной слащавости и утешительности. Взрослый мир ведь и правда кишит опасностями. И первая встреча с ними очень драматична.

Театр Комиссаржевской покажет спектакль про гетто для еврейской интеллигенции

Театр Комиссаржевской покажет спектакль про гетто для еврейской интеллигенции

101

Вот беспечная малышка Улитка, познакомившись с многочисленными обитателями морских глубин, неожиданно оказывается среди акул, которые так и норовят проглотить. Придумана эта сцена изобретательно: артисты управляют огромными механическими челюстями как гигантскими капканами. Улитка едва успевает увёртываться, чтобы не угодить прямо к ним в зубы.

Но в самый страшный момент появляется Кит. Он как Самсон, раздирающий пасть льва, расправляется с акулами. У взрослых бегут мурашки, дети в полном восторге "болеют" за Улитку и ахают, когда акульи челюсти оказываются слишком близко.

Но самое главное испытание для Улитки впереди: спасая её от акул, Кит не заметил, как начался отлив, и оказался на отмели. Сцена поставлена очень просто: Кит медленно ложится вдоль сцены, а маленькая Улитка тщетно пытается сдвинуть его с места, чтобы спасти. Каждому взрослому, имеющему опыт потери, знакомо оглушающее чувство невосполнимой пустоты, которое возникает с уходом близкого человека.

Краски моря

Спектакль очень красочен (художник — София Матвеева). Его цвета — красивый лазурный и ярко–оранжевый, море и солнце. Море здесь символизирует квадратное сооружение с круглым окошком посередине, составленное из бутылок с водой. В этом окошке, как в иллюминаторе, показана часть подводного путешествия Улитки.

А на авансцене пройдёт целое дефиле морских обитателей: осьминог, медузы, стайки маленьких рыбок, морская черепаха… Все они придуманы и исполнены простыми театральными средствами.

Этот спектакль, рассчитанный на дошкольный возраст, свободен от новомодных технических эффектов. И там, где мог бы быть, к примеру, востребованный сегодня видеоряд, режиссёр будто сознательно отказывается от визуальных эффектов.

Но в этой наивности театральных средств есть своё очарование. Поэтому весь зал, независимо от возраста, заворожённо следит за плывущей по воздуху морской черепахой, подсвеченной разноцветными лампочками. А как радуются дети!

Это театр, который остаётся самим собой. Как и маленькая, но очень смелая Улитка из сказки Джулии Дональдсон.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама