Лечение на лоне: петербургские санатории надеются отыграть ковидные потери

Автор фото: архив "ДП"

В 2021–м заполняемость санаториев пошла вверх, однако она пока не достигает допандемийных показателей.

Традиционно лето — высокий сезон для Петербурга. А когда погода милостива и не проливает на город озёра дождей — это истинное везение. В этом году так и случилось, что удачно накладывается и на оживающую после ковидных локдаунов мобильность. Зараза пока не побеждена, но постепенно граждане становятся смелее. Казалось бы, в Петербург — только за мостами и белыми ночами. Ан нет — наши края могут посоперничать и с южными направлениями, благо что воды вокруг вдоволь.
В таких условиях образовался целый санаторно–курортный кластер, где все желающие приятно проводят каникулярно–отпускные недели и заодно следуют духу времени — поправляют здоровье. По данным городского Комздрава, в 2021 году Петербург ожидает прирост потока по внутреннему медицинскому туризму до 20–23%.

Треть с оптимизмом

В Северной столице на этот сегмент туризма ставку делают уже традиционно. Для его развития ещё в 2018 году основали АО "Санкт–Петербургское агентство медицинского туризма", чтобы подбирать желающим подходящие варианты не только путёвок в санатории, но и, например, получения стоматологических услуг. На портале агентства оздоровление выделено в отдельный раздел, и из нескольких десятков санаторных организаций в нём упоминаются всего четыре: "Сестрорецкий курорт", "Белые Ночи", "Дюны" и загородный клуб ForRestMix. Последний, к слову, зарегистрирован как ООО "Балтмедио" и с 2017 года находится в процедуре банкротства, а в его учредителях — кипрская компания.
Нынешний сезон в совокупности с большими ограничениями на выезды за границу даёт российскому оздоровительному туризму шанс отыграться за 2020–й. Однако в Федеральное агентство по туризму даже поступило предложение заморозить цены на размещение в гостиницах и санаториях. Сейчас в среднем в поездках по России туристы бронируют отели стоимостью 4400 рублей за ночь — это на 30% выше, чем в аналогичный период 2019 года.
И всё же в петербургских здравницах смотрят на сезон с оптимизмом: "В этом сезоне мы надеемся на нормальную заполняемость — при условии, что заболеваемость не будет расти катастрофическим образом. Сейчас на наши результаты влияют эпидемиологические факторы, в том числе действующие ограничения и требования. Поэтому выйти на допандемийный уровень в этом году некоторым санаторно–курортным учреждениям Северо–Запада не удастся", — говорит исполнительный директор санатория "Чёрная речка" Александр Карпухин.

Клиника границ

Чувствительное "место" в санаториях — персонал. После локдаунов многие решили сменить род занятий, а иногородние и вовсе разъехались по родным местам. Для оставшихся — больше требований и выше нагрузка. Врачам необходимо разбираться в дыхательно–лёгочном направлении и в тонкостях лечения болезней, отягчённых коронавирусом, а санитарам — тщательнее и чаще обрабатывать помещения, чтобы ни один вирус не проскочил.
Занимательная статистика: по данным индекса сложностей с поиском работы hh.ru, для работников медицинской сферы этот уровень составляет –0,25, что в переводе на буквенный — найти место непросто. При нынешней востребованности медперсонала — загадка, да и только.
Ещё одно препятствие на пути санаторно–курортного бизнеса — непосредственно объём средств, который гости готовы выложить за оздоровление. Максима, призывающая не экономить на здоровье, увы, работает в масштабах меньших, чем желаемые. Оттого задача отпустить пациентов обновлёнными и не уйти в глубокий минус бухгалтерских таблиц становится почти искусством. Стоимость услуг, само собой, возросла. Вот и спикер Совета федерации Валентина Матвиенко возмутилась циничностью российского турбизнеса, который воспользовался отсутствием альтернатив для граждан, и призвала ФАС зорче наблюдать за ценовыми движениями в сфере.
В Петербурге же стоимость размещения выросла в пределах инфляции. Как подчёркивает Александр Карпухин, у санаториев своя ниша, а потому заграничные курорты — не конкуренты: "Санаторный комплекс неоднороден. Поэтому закрытые границы влияют на всех по–разному. Многие из них — это фактически загородные клиники, то есть мы в меньшей степени конкурируем с зарубежными направлениями. Наш продукт — это профилактика, лечение, восстановление и поддержание здоровья людей с проблемами. Одним словом, чем больше клинической медицины в программе учреждения, тем меньше вопросы границ на него влияют".