Цены летом не тают: сыры и мороженое неизбежно подорожают

Автор фото: Сергей Коньков

С 1 июня станет обязательной маркировка сыров и мороженого. Производители предупреждают о подорожании продукции.

Правила маркировки молочной продукции утверждены постановлением правительства РФ от 15 декабря 2020 года. Для неё будет использоваться двухмерный штриховой код в формате Data Matrix, содержащий данные о продукте. Наносить его необходимо на упаковку товара или товарный ярлык. Кроме того, производители обязаны обмениваться информацией с государственной информационной системой мониторинга "Честный знак". С 20 января 2021 года производители могли подключаться к системе маркировки на добровольной основе. Теперь же она постепенно становится обязательной.
С 1 июня стартует первый этап, предполагающий обязательную маркировку "сыров, мороженого и прочих видов пищевого льда, не содержащих или содержащих какао".
Остальная молочная продукция со сроком хранения более 40 суток начнёт маркироваться в обязательном порядке с 1 сентября 2021 года. А молочная продукция со сроком хранения до 40 суток (включительно) — с 1 декабря 2021 года.
В пресс–службе ГК "Лосево" корреспонденту "ДП" сообщили, что основные принципы работы после введения обязательной маркировки не изменятся. Но при этом система предполагает серьёзные капитальные затраты. "Для нашего производства они составили около 5 млн рублей, но мы не исключаем, что это не финальная сумма. В неё входят затраты на ПО, закупку и обслуживание спецоборудования, обучение персонала. Всё это заметно отразится на себестоимости продукции, а соответственно, и на маржинальности", — подчёркивают в компании. Сейчас там проводят мероприятия по оптимизации издержек.
В АО "Лактис" (торговые марки Lactica, "Снежок", "Заповедный луг" и др.) рассказывают, что внедрение цифровой маркировки повлекло для предприятия три основных аспекта затрат. "Стоимость одного цифрового кода — 50 копеек без НДС. То есть порядка 7 млн рублей ежемесячно у нас должно быть в резерве на оплату кодов, которые станут первоочередными расходами. Стоимость оборудования для одной производственной линии составляет от 3 млн до 5,5 млн рублей. Всего их у нас 19, а из–за ажиотажа такая техника сейчас стоит дороже, чем обычно. Возникла также необходимость найма нового персонала для операций по маркировке, — описывает ситуацию генеральный директор АО “Лактис” Равиль Даутов. — В итоге рост цен на продукцию будет неизбежным".
Аналитики компании "Новые технологии" считают, что введение обязательной маркировки меняет для производителя очень многое. Уже сейчас некоторые компании говорят, что не успевают наладить систему к 1 июня. Причём это касается и лидеров рынка. "Чистая линия" и Unilever не укладываются в сроки и просят перенести их на 1 июля. В противном случае они не исключают временную остановку некоторых заводов, чтобы не попасть под штрафы. Впрочем, заметных денежных потерь избежать не удастся в любом случае.
"Вот конкретный пример: “Молвест” (марки “Вкуснотеево”, “Молвест”, Felicita, “Нежный возраст”, “Фруате”, “Иван Поддубный”, “Волжские просторы” и “Кубанский хуторок”) потратит на внедрение маркировки молочной продукции 280 млн рублей, а это четверть инвестиционного бюджета агрохолдинга", — рассказывают эксперты "Новых технологий".
По их информации, производители рассчитывают, что введение маркировки приведёт к повышению себестоимости продукции в среднем на 2,5–6%.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов отмечает, что в итоге и для покупателей эти товары подорожают на полках магазинов. "На разные товары конечная цена вырастет на 5–6 рублей", — прогнозирует он. В целом Голов считает, что маркировка не будет решать никакой задачи, кроме роста налогов.