суббота, 27 ноября 2021
$

Выгодно инвестировать в агропром: перспективные ниши в 2021

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Курс на ЗОЖ, задача по увеличению доли несырьевого экспорта, более 600 новинок на рынке — и другие причины роста объёмов производства молока.

По мнению аналитиков, наращиванию мощностей, увеличению объёмов внутреннего производства и повышению конкурентоспособности отечественной молочной продукции в последние годы способствует экспорт, который стал одним из драйверов развития отрасли, а также всего агропрома. И потенциал ещё есть.
Как демонстрируют данные Росстата и ФТС, в 2020 году чаще других продуктов АПК российские производители экспортировали молочные и мясные — при этом в сравнении с 2019-м показатели увеличились на 41%. Эксперты отмечают, что выросли поставки творога и сыров. Кроме того, расширилась география экспорта. Например, впервые московское мороженое привезли в Демократическую Республику Конго.

Здоровая привычка

Специалисты центра DIA посчитали, что объём молочного рынка в прошлом году прибавил 8,6%, достигнув отметки в 25,3 млн т, а потребление выросло до 172,2 литров на человека. В ряде стран повысился спрос именно на категорию fresh. И во всём мире, по сути, росту популярности молочной продукции способствовали одинаковые причины. Во-первых, в информационном пространстве стала актуальной тема пользы напитка и производных. Во-вторых, в период локдауна и "удалёнки" люди стали больше готовить и питаться дома. Только в Великобритании, по сведениям агентства Kantar, количество приёмов пищи с использованием питьевого молока во время ограничений выросло на 190 млн раз в неделю: с чаем, кофе, хлопьями и т.д.
В России, по данным исследований, потребление тоже выросло — однако до нормы, рекомендованной Минздравом всё ещё не достаёт 30%. Хотя эксперты говорят, что "отставание" постепенно сокращается. Так, по прогнозам, к 2025-му в нашей стране этот показатель будет составлять 245,5 л на человека в год. И здесь уже вопрос в другом: обеспеченность внутреннего рынка. СМИ приводят слова Дмитрия Патрушева, по мнению которого, отечественные предприятия лишь к 2027 году смогут прийти к показателю в 90%. С существенным замечанием — при сохранении существующих темпов развития отрасли.
А без препятствий не обходится. Генеральный директор АО "Вологодский молочный АПК" Елена Яхлакова рассказывает: "На рынке сложилась ситуация, что закрыт ввоз иностранной продукции и сократились в свободном доступе объёмы сухого молока с выходящими сроками годности из Европы по бросовым ценам — и многие комбинаты, настроенные на их переработку, останавливаются. Мы сделали ставку на натуральное сырьё, поэтому нас не коснулась данная история. Напротив, увеличился запрос на продукцию предприятия. Тем более мы составляем серьёзную конкуренцию другим производителям по соотношению качество–вкус–цена".
Впрочем, в части привозной продукции отмечается положительна тенденция: доля импорта в последние пять лет сократилась на 4%. А для того, чтобы отечественные производители могли обеспечивать внутренние потребности страны в молоке, реализуются различные меры государственной поддержки отрасли и АПК в целом.

Дело вкуса

Возвращаясь к роли локдауна, отметим, что он отыграл не только на сцене потребительского спроса. То, что люди стали уделять больше внимания качеству продуктов, заметили и инвесторы. Игроки рынка стали присматриваться к недооценённым ранее отраслям, просчитывая перспективы. Тем более, молочная промышленность активно адаптируется под потребительские тренды.
Так, по данным агентства INFOLine, в 2020 году российские и зарубежные производители предложили потенциальным покупателям порядка 600 новых продуктов. Около 25% — приходится на йогурты, вторую строчку "рейтинга" занимает мороженое, далее идут сыры. По словам экспертов, для лидирующих категорий продуктов внедрение новинок важно с целью сохранения интереса.
Благодаря тренду на ЗОЖ расширяется ассортиментная линейка продуктов, позиционирующихся как высокобелковые, а также с низким содержанием сахара. Кроме того, растёт интерес потребителя к категории "твёрдые сыры". И по всем направлениям в части обеспечения внутренних потребностей есть, куда расти. Например, только в крупнейшие проекты по производству сыра объём инвестиций составит почти 10 млрд руб. до 2022 года, благодаря чему рынок будет в среднем расти на 3–4% в год.
"Данное направление всегда будет очень востребовано, — подтверждает генеральный директор АО "Вологодский молочный АПК" Елена Яхлакова. — Правительство вводит дополнительные меры поддержки для удовлетворения внутреннего спроса, так же у данной отрасли огромный экспортный потенциал. Например, у нашего предприятия есть 6-летний план развития, проект первого этапа модернизации с окупаемостью за 1,5 года разработан совместно с немецкой компанией. Он предполагает увеличение мощностей переработки в два раза с вводом ассортимента продукции с высокой добавочной стоимостью: мороженное, твёрдые и мягкие сыры, сырки, йогурты, творожки, десерты панакота и чизкейки. Выпуск данной продукции значительно увеличивает маржинальность производства. Предприятие открыло раунд переговоров с инвесторами".
Отечественные производители выбирают для себя разные стратегии развития, в том числе проекты в b2b-сегменте: на экспорт могут идти сыворотка, спреды, сырный продукт. Высока ставка на современные технологии. Но, если верить данным аналитиков, предпосылки для оптимистичных настроений есть: даже в период ограничений общий объём переработки молока увеличился на 5%. Инвестиционная привлекательность сектора сохраняется, говорят участники рынка.