Где коня ставить? Проблема с парковочными местами в Петербурге обострилась

Автор фото: Тихонов Михаил

Проблема с парковочными местами в Петербурге на протяжении многих лет продолжает волновать не только жителей города, но и современных урбанистов.

Основная причина — застройщики стараются потратить как можно меньше земли для размещения парковок. Понять их можно: строительство жилья даёт существенно большую прибыль, нежели даже многоэтажные паркинги, а плоскостные — не приносят ничего.

Место под солнцем

Дефицит парковочных мест в Петербурге власти отмечали ещё в 2018–м и говорили, что вопрос планируется обозначить в новом генплане до 2048 года. Однако пока ситуация скорее ухудшается. Исключение — жильё премиум– и бизнес–класса. Только там парковочные места в крытых паркингах востребованы и могут быть проданы по адекватной цене. Для покупателя квартиры в сегменте "комфорт" или "эконом" место в паркинге часто слишком дорого.
По мнению Ильи Резникова, эксперта транспортного развития территорий ИТП "Урбаника", заставить застройщика делать больше парковок могут лишь нормативы и контроль за их выполнением. "Назвать эту систему стройной нельзя. Федеральные нормы требуют не менее одного машино–места на квартиру. Но там же написано, что они могут уточняться на региональном и местном уровне", — отмечает он.
В Петербурге вопрос регулируется правилами землепользования и застройки: на 80 м2 жилой недвижимости — не менее одного парковочного места. Их общее количество зависит и от класса жилья. "На практике застройщики могут обустроить меньше парковок, если рядом есть гаражный кооператив или общественный паркинг. Нет чётких критериев отнесения жилья к определённому классу, поэтому обеспеченность парковочными местами зависит от концепции проекта и желания девелопера создавать дворы без машин для комфортной среды", — отмечает Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина". Иными словами, какими парковками будет снабжён ЖК, зависит только от застройщика, а он исходит из маржинальности проекта, целевой аудитории и прочих (зачастую субъективных) критериев.

Скрытая роскошь

Один из вариантов решения — подземные паркинги. У покупателей недвижимости комфорткласса и выше обычно не менее одного авто на семью, и паркинг — необходимое условие. Однако для девелопера это расходы, которые за счёт продажи машино–мест не окупаются. Более того, зачастую покупатели экономят на паркинге ради квартиры побольше. Стоимость парковочного места может стартовать от 500 тыс. рублей.
"С точки зрения покупателей, эту сумму выгоднее направить на приобретение недвижимости большей жилой площади или ремонт, поэтому темпы продаж парковочных мест зачастую отстают от жилья", — отмечает директор по продажам компании "Строительный трест" Сергей Степанов. Некоторые девелоперы, особенно те, чьи дома на окраинах, используют паркинги как инструмент маркетинга. "Обычно мы дарим машино–место при покупке семейных трёх– и четырёхкомнатных квартир, а остальным клиентам предоставляем скидку на паркинг в размере нескольких сотен тысяч рублей. Условия акции меняются в зависимости от ситуации на рынке, структуры спроса и товарного остатка", — рассказала Ася Левнева. Скидки предлагают и в ЖК компании "ЮИТ Санкт–Петербург". "Подземный паркинг — не только компромиссное решение, но и обязательное условие для проектов бизнес–класса и выше. Выбор формата паркинга часто бывает продиктован размерами и конфигурацией участка", — отмечает руководитель продаж и коммерческой недвижимости "ЮИТ" Максим Соболев.

Простое решение

Урбанисты убеждены, что решением вопроса должны заниматься как девелоперы, так и город. Только в таком случае можно помочь районам массовой застройки, плохо обеспеченным городской транспортной инфраструктурой.
"Автобусов, метро, трамваев не предусмотрено, и процент владения машинами в этих районах выше, чем в исторической части. Новый район должен строиться вместе с уже имеющейся инфраструктурой, это закладывается в стоимость проектов девелоперов", — говорит специалист по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко. "Заставить человека отказаться от автомобиля мы не можем, и не факт, что нужно. Обязать каждого платить за машино–место, может, и правильно, но тоже пока чревато социальным взрывом. А вот снизить этажность ЖК — разумно хотя бы с точки зрения создания более комфортной среды", — предлагает Илья Резников.