Книжный рынок Петербурга: надежды есть?

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов

Когда–то СССР называли самой читающей страной в мире. Сегодня по уровню продаж книг мы отстаём от Турции и Южной Кореи.

В конце мая — с 26–го по 29–е — в Петербурге в 16–й раз пройдёт Санкт–Петербургский международный книжный салон. Накануне мероприятия "ДП" изучил ситуацию на книжном рынке, постарался понять, в каком состоянии сейчас находится эта отрасль в России.

Ситуация сложная

Стоит отметить, что если сравнивать объёмы продаж книг в России с другими странами, то статистика неутешительна, особенно для государства, которое в своё время называли самым читающим в мире. Специалисты оценивают уровень продаж литературы в России в 2020 году на уровне $1,14 млрд, притом что в США эта цифра превысила $23 млрд. По этому показателю мы отстаём от ведущих европейских стран, несмотря на то что в них проживает меньше людей. Более высокие показатели дают даже Турция и Южная Корея.
Разумеется, прошлый год может считаться не совсем показательным: всё–таки пандемия и введённые ограничения оказали своё влияние (напомним, что книжные магазины не работали в привычном режиме несколько месяцев). Но изоляция была объявлена не только в России, но и в большинстве стран (где–то даже более жёсткая, чем у нас), поэтому нельзя использовать это в качестве основного аргумента. Кроме того, доставка книг осуществлялась всё время, её развивали даже те агрегаторы, которые не занимались книгами ранее.
В чём же могут быть причины такого провала? Это вопрос дискуссионный, и не раз его поднимали как издатели, так и торговые сети. В первую очередь они отмечают законодательные рамки, которые усложняют продвижение на рынок новых книг и авторов, а также ограниченное количество государственных механизмов поддержки отрасли: например, несмотря на многочисленные обращения, до сих пор не существует системы льгот для книжных магазинов, в том числе на аренду помещений. В результате, чтобы конкурировать с другими отраслями, такие магазины вынуждены повышать свой доход, что в результате приводит к повышению цен на книги.
Но всё–таки определённая государственная поддержка существует. Например, тот же Книжный салон был учреждён в своё время комитетом по печати, который на протяжении многих лет и выступает его организатором. Конечно, не стоит рассчитывать, что салон может существенно изменить ситуацию на рынке, но всё–таки определённая работа там проводится, появляется возможность не только представить читателям новую литературу, но и донести до органов власти те пожелания и тревоги, которые на мероприятиях салона озвучивают представители книжной отрасли.
Но вернёмся к цифрам. В период пандемии рынок действительно просел. По оценке вице–президента Российского книжного союза Олега Новикова, снижение составило примерно 15% по сравнению с 2019 годом. А как показывает статистика Российской книжной палаты, суммарный тираж издаваемых в стране бумажных книг снизился с 435 млн экземпляров до 350 млн. Причины, разумеется, тут очевидны.
"Ситуация сложная. Несмотря на то что к сентябрю 2020 года книжные магазины уже были открыты, далеко не все покупатели вернулись на офлайн–площадки, — рассказала “ДП” исполнительный директор издательского дома “Питер” Анна Титова. — Трафик сократился в 2–3 раза. Поэтому особенно трудно пришлось даже не издательствам, а книжным магазинам. Люди в период самоизоляции не разбогатели. Ещё один досадный момент заключается в том, что сильно подорожала бумага, типографии выставляют счёт на 20–30% выше, и нам в ближайшее время придётся поднять цены на книжную продукцию".
"Мы сейчас идём по графику 2019 года с небольшим опережением, — говорит Александр Прокопович, главный редактор издательства “Астрель–СПб”. — Но нельзя пытаться оценивать рынок книг по схеме “средняя температура по больнице”. Нишевая литература сейчас достаточно успешна, лонгселлеры успешны, а модная литература до сих пор не восстановилась".
"Конечно, отмена изоляции позволила свободнее вдохнуть издателям, типографиям и книжным магазинам, — добавляет Никита Аверин, СКО компании “Литмаркет”. — Но те убытки, что понесла отрасль в это непростое время, ещё долго будут напоминать о себе различными негативными последствиями. Хотя стоит отметить, что убытки могли бы быть гораздо больше, но тут на помощь издателям пришёл тот сегмент рынка, что до недавнего времени считался ими или бесперспективным, или даже отчасти враждебным. Речь об электронных книгах".

Цифра против буквы

Кстати, об электронных книгах стоит сказать отдельно — нельзя не признать, что сегодня они действительно существенно потеснили традиционные бумажные издания. Правда, не так сильно, как эксперты прогнозировали ранее. Нельзя не упомянуть, что в 2010 году озвучивался прогноз, что уже в 2015–м в мире полностью прекратится выпуск печатной литературы, но, как мы можем видеть сегодня, этот прогноз оказался даже не близок к реальности. Тем не менее е–буки действительно стали для многих альтернативой.
"Ёмкость рынка электронных и аудиокниг в России по итогам 2020 года составила 10% от ёмкости коммерческого книжного рынка, а объём продаж достиг 8,3 млрд рублей, — рассказывает Никита Аверин. — Стоит отметить, что 2,2 млрд из них приходится на продажи аудиокниг. Именно рост электронных продаж вместе с продажами бумажных книг в онлайн–магазинах позволил немного смягчить удар от пандемии. Отдельной строкой стоит отметить рынок электронного самиздата, составивший по итогам 2020 года, по разным оценкам, от 2 млрд до 2,2 млрд рублей".
"Электронные и аудиокниги остаются одним из основных драйверов развития книжного рынка на протяжении последних нескольких лет, и их продажи показывают стабильный рост от года к году, — считает Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний “ЛитРес”. — Так, по итогам 2018 и 2019 годов ёмкость рынка цифровой книги в России выросла на 29% и 35% соответственно. И, несмотря на общий кризис книжного рынка и снижение доходов населения в 2020 году, сегмент цифровых книг в 2020 году также показал стабильный рост, примерно на уровне прошлых лет, — 31%. В период карантина, действительно, мы наблюдали очень сильный всплеск активности аудитории на наших ресурсах". Насколько ситуация может измениться в обозримом будущем, пока говорить рано. Как уже упоминалось, все эксперты очень аккуратно делают прогнозы и признаются, что вынуждены действовать в нынешних условиях более осторожно.

С определёнными оговорками

Тем не менее все опрошенные эксперты отметили, что Книжный салон действительно может стать одним из мероприятий, которые положительно скажутся на ситуации на рынке. Но с определёнными оговорками. "Мы видим в нём инструмент поддержки в первую очередь писателей, особенно в нынешних условиях, — считает Сергей Анурьев. — Сейчас осталось не так много офлайн–мероприятий, все активно уходят в digital. А авторам важно предоставлять пространство для общения, чтобы они обменивались идеями, мыслями, встречались с читателями".
"Здорово, что авторы могут общаться с читателями и рассказывать о своём творчестве, — добавляет Анна Титова. — Вряд ли это можно назвать поддержкой отрасли, так как для издательств выставки довольно затратны. Я бы сказала, что это мероприятие имиджевое и направлено на популяризацию чтения в целом". С ней во многом согласен и Александр Прокопович: "С финансовой точки зрения уже несколько лет книжные салоны и ярмарки в России работают плохо. Если мы говорим о книжном салоне как о некоем информационном поводе, то это, разумеется, прекрасно. Думаю, о действенности стоит поговорить после того, как он пройдёт".
"При всей моей большой любви к подобным мероприятиям, с большим сожалением должен отметить, что эффективность их в последние годы сильно снизилась, — поделился Никита Аверин. — Для примера мы можем посмотреть, как проводятся выставки и фестивали в других отраслях — игровой, музыкальной и прочих. Я очень надеюсь, что организаторы больших отечественных книжных мероприятий изучат опыт коллег из других отраслей и возьмут на вооружение самые передовые и эффективные идеи".
Напомним, что впервые Санкт–Петербургский международный книжный салон прошёл в Северной столице в 2006 году. 15 раз мероприятия салона проводились на разных выставочных площадках, а в прошлом году они проходили в режиме онлайн. В этот раз основными площадками Книжного салона станут Дворцовая площадь и Главный штаб Эрмитажа, пространство салона займёт более 3000 м?.
По словам организаторов, всего запланировано около 500 мероприятий, в том числе с участием писателей, среди которых Гузель Яхина, Антон Долин, Евгений Водолазкин, Роман Сенчин, Татьяна Устинова и многие другие. Также участниками фестиваля станут более 150 российских книжных издательств.
Справка:
В 2020 году в России выпущено 99 857 наименований печатных книг (включая учебники, специальную литературу и т. д.), это самый низкий показатель за последние 16 лет. В 2019 году было выпущено 115 171 наименований. Самыми издаваемыми в стране авторами–2020 стали Стивен Кинг (774 тыс. экз.), Дарья Донцова (525 тыс. экз.) и Фёдор Достоевский (459 тыс. экз.). Среди детских писателей лидировали Корней Чуковский (1 млн экз.), Елена Ульева (923 тыс. экз.) и Холли Вебб (912 тыс. экз.).
Источник: Российская книжная палата