Пятилетний провал: спрос на лизинг пошёл в рост после кризисного спада

Автор фото: Александр Веселков

По предварительным итогам 2020 года объём новых сделок у лизинговых компаний просел на 6% по сравнению с рекордным ростом в 2019-м. В этом году тренд снова сменился — спрос на лизинг растёт.

По оценке агентства "Эксперт РА", в 2020 году объём нового бизнеса у российских лизинговых компаний сократился на 6%, до 1,4 трлн рублей. По Петербургу снижение будет заметнее, так как за 9 месяцев объём нового бизнеса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 36%, до 60 млрд рублей. Более свежих данных по региону "Эксперт РА" пока не опубликовал. Результаты и по РФ, и по Петербургу — худшие за последние 5 лет. В 2019 году российский рынок лизинга вырос на 15%, петербургский — на 18%.

Тяжкий тренд

Минувший год для лизинговых компаний выдался чрезвычайно сложным. С марта по июнь они пытались работать в условиях запрета: правительство РФ не включило отрасль в список исключений, которым разрешено работать. Поэтому компании массово перешли на роль дистанционных консультантов, предоставляя исключительно телефонные услуги.
Едва наладив процесс, лизинговые компании столкнулись с новым препятствием: оказалось невозможно поставить на учёт предметы лизинга в госорганах регистрации, провести осмотр при их передаче. При этом все понимали, что основные испытания впереди: лизингополучатели из–за коронавирусных ограничений массово стали подавать ходатайства на реструктуризацию задолженности.
Другие пошли ещё дальше, предпочитая отдать оборудование и технику, расторгнуть договоры и прекратить деятельность.
Особенно сильно пострадали средние региональные игроки, избравшие для себя монопрофильную деятельность, например работу исключительно с легковыми автомобилями: запрет на работу каршеринга, который год назад казался самой перспективной отраслью, заставил лизингополучателей требовать пересмотра финансовых условий. Иногда, как пояснял финансовый директор одной из лизинговых компаний, даже с элементами шантажа: или мы перемещаем весь автопарк к вам под окна офиса, или вы идёте навстречу и пролонгируете условия.
Схожая ситуация наблюдалась в сегментах грузоперевозок, оборудования для ресторанов, недвижимости. То есть во всех отраслях, столкнувшихся с запретом на работу или с падением продаж. Восстановления спроса в медицине, которую ряд компаний выбрал в качестве приоритетного направления, также не случилось. Частный бизнес все минувшие годы предпочитал финансовую аренду такого медоборудования, которое могло обеспечить быструю окупаемость. Поэтому лизинг в основном развивался в направлении эстетической медицины, которая также оказалась под запретом. А после отмены ограничений спрос на неё упал и на текущий момент всё ещё не восстановился.
Лизинговые компании пытались искать компромиссные решения: если в автотранспортном сегменте нового лизингополучателя найти сложно, но можно, то в направлениях, где фигурирует уникальное штучное оборудование, — фактически нереально в условиях общего спада рынка. Началась массовая реструктуризация лизинговых портфелей, о чём свидетельствовали данные единой базы залогов "Федресурс". Масштаб недополученных платежей сказался на объёмах нового бизнеса: компаниям из–за сокращения денежных потоков пришлось пересмотреть планы по покупке новой техники и оборудования.
Как отмечает "Эксперт РА", при этом именно изменение условий договоров финансовой аренды обеспечило прирост общего лизингового портфеля (платежей к получению). По данным агентства, по итогам года совокупный портфель компаний показал слабый прирост на 6,5%, превысив 5,2 трлн рублей. Вторым локомотивом для роста портфелей стала переоценка валютных договоров из–за ослабления курса рубля (по данным ЦБ РФ, за год он снизился на 19%).
В довершение ко всем бедам почти все лизинговые компании вынуждены были увеличить затраты на развитие IT–платформ: помимо техники для сотрудников им пришлось закупать лицензионное программное обеспечение, чтобы с его помощью проводить дистанционные сделки. Преимущество оказалось за крупными игроками, которые пошли по пути развития цифровизации задолго до коронавируса: они оказались более подготовленными к ситуации. В условиях сокращения рынка они сумели переманить клиентов у более консервативных коллег.
С другой стороны, крупным игрокам необязательно работать с малым бизнесом и небольшими суммами договоров: компании топ–5 рынка РФ показывают свои объёмы благодаря лизингу авиа– и ж.–д. транспорта, контрактам в сфере общественного транспорта.
На малый и средний бизнес продолжают делать ставку региональные лизингодатели. Удорожание новой техники и оборудования из–за роста курса валют повышает спрос на подержанную. Коронавирусный год помог в удовлетворении спроса: тренд на сокращение объёмов производства и банкротство ряда предприятий вывели на рынок много невостребованного оборудования. Крупные компании пока не дозрели до работы с техникой старше 5 лет, и данную нишу активно занимают локальные игроки.

Сжать объёмы

По данным "Контур.Фокус", в Петербурге на текущий момент зарегистрировано и действует около 2 тыс. компаний, указавших лизинг своим основным видом деятельности (без учёта индивидуальных предпринимателей). Из них 120 находятся в процессе ликвидации, в том числе из–за банкротства и конкурсных процедур.
К "замершим" компаниям, то есть не заключившим в 2020 году ни одного договора лизинга, можно отнести 1,6 тыс. организаций. Таким образом, суммарное количество активного лизингового бизнеса не превышает 300 компаний, годом ранее их было в разы больше.
В прошлом году налоговая зарегистрировала 18 новых юрлиц в сфере лизинга, за первые 3 месяца текущего — всего три.
С убытками работают 66 лизинговых компаний. Их совокупный размер превысил 400 млн рублей. Срок сдачи отчётности за 2020 год ещё не наступил, но из данных уже опубликованных бухгалтерских балансов видно, что с сокращением выручки столкнулись почти все, в большинстве случаев оно составляет 10–15% по сравнению с результатами 2019 года. Вместе с тем, как следует из данных "Эксперт РА", в Петербурге усиливается присутствие иногородних участников лизингового рынка. В 2020 году сделки в городе заключали челябинский "Уралпромлизинг", чувашский "Пионер–лизинг", помимо них пришли ещё несколько компаний из Московского региона. Часть этих сделок не связана с расширением географии у самих компаний, скорее они появились как сопровождение другого бизнеса (в том числе девелопмента). Но по мере работы у них может вырасти аппетит, что неизбежно отразится на рынке лизинга в целом.

Дешёво занять

Летом прошлого года эксперты оценивали падение рынка не менее чем в 20%, но уже к осени, когда спрос восстановился и в отдельных направлениях показал рост на 40%, настроение у лизинговых компаний улучшилось. На 2021 год большинство игроков ожидает сопоставимых с 2020–м результатов.
"От 2021 года мы ждём, что продажи автомобилей и в легковом, и в грузовом сегментах восстановятся до уровня 2019–го, — говорит Ольга Гришина, управляющий директор ГК “Альфа–Лизинг”. — В легковом сегменте динамика продаж будет зависеть от наличия автомобилей у дилеров. Динамика роста грузового сегмента зависит от объёма государственного субсидирования и волатильности рубля". Привлекать финансирование, несмотря на тренд повышения стоимости займов, компании планируют через облигации.
По данным информационного портала Cbonds.ru, за неполные 3 месяца текущего года лизинговые компании разместили облигационных выпусков более чем на 21 млрд рублей (деньги на различные сроки привлекли "Европлан", "Совкомбанк лизинг", "Росагролизинг").
По оценке Rusbonds.ru, объём размещений таких бондов в 2020 году в 1,5 раза превысил показатель 2019–го, 149 млрд рублей против 99 млрд. Из петербургских эмитентов на облигационном рынке присутствуют "Роделен" и "Интерлизинг", последний разместил свой дебютный выпуск в конце 2020 года.
Как считает Антон Гринштейн, эксперт информационно–аналитического центра компании Hamilton, в последние годы в отрасли отдают предпочтение именно рынку ценных бумаг, а не банковским кредитам, поэтому можно ожидать продолжения роста доли облигационного фондирования в структуре финансирования лизинговых компаний, которая по итогам 2021 года может превысить 45%.
На лизинговом рынке ценовая конкуренция очень сильна. Пойти на повышение платежей смогут только игроки с большим запасом прочности и большим кредитом доверия клиентов и сопоставимыми затратами на маркетинговые механики. С другой стороны, может получить распространение способ повышения стоимости лизинговых услуг без нанесения психологической травмы клиенту — "спрятать" его в другие параметры сделки (например, комиссию). Платежи не увеличиваются, но расходы по сделке растут.
Илья Ивойлов
генеральный директор "ИКС–Лизинг"
Самым главным позитивным моментом можно назвать кратно ускорившиеся темпы цифровизации. Когда бизнес–среда столкнулась с ограничениями, компаниям понадобились идеально работающие каналы онлайн–коммуникации, цифровыми проектами занялись практически все. Это большой плюс, поскольку раньше даже те, кто развивал диджитал и внедрял электронный документооборот, не могли получить максимальный эффект от этой работы, поскольку сложно было привлечь в онлайн–системы значимый объём партнёров и клиентов. Сейчас процент вовлечённых значительно вырос, работа ускорилась. Спрос будет активно расти в розничных сегментах, прежде всего это автомобили и спецтехника. Спрос на них и сейчас довольно высокий, но пока весь рынок ещё борется с проблемой дефицита этого имущества. Баланс между спросом и предложением ориентировочно установится к началу второго полугодия.
Андрей Бугров
руководитель дивизиона "Санкт–Петербург" ООО "Балтийский лизинг"