Прилавок без продавца: как пандемия изменила вендинговый бизнес

Автор фото: Сергей Ермохин

Ретейлеры и малый бизнес более активно используют вендинг. Но не всегда эффективно.

Всё чаще в Петербурге стали встречаться умные холодильники с готовой едой или фермерской продукцией. В автомате даже можно купить косметику. Например, Levrana ставит вендинговые аппараты с косметической продукцией бренда в торговых центрах и в супермаркетах города. В ближайшее время они планируют увеличить их количество до 10 штук. В Петербурге пробовали запускать и кофейни с роботами–бариста. А на Московском вокзале есть робот, который продаёт мороженое.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что с точки зрения экономики рынок имеет большой потенциал. По данным Nielsen, в России сегодня на каждые 500 человек приходится один вендинг–автомат, годовой оборот рынка составляет $0,47 млрд. "При этом в Японии, которая является мировым лидером в развитии вендинга, 6 млн аппаратов, то есть один автомат приходится на 23 человека, а оборот продаж через них составляет $60 млрд", — уточняет эксперт.
Пандемия повлияла на этот бизнес неоднозначно. С одной стороны, торговые и офисные центры опустели. Компании были вынуждены убрать несколько десятков аппаратов, так как их обслуживание при минимальных продажах невыгодно. Согласно статистике Avito, спрос на вендинговые автоматы в 2020 году в Петербурге вырос лишь на 2,4% по сравнению с 2019–м. При этом количество объявлений об их продаже увеличилось на 10,5%.
С другой стороны, изменилось покупательское поведение — люди хотят получить товар как можно быстрее, без очередей, по фиксированной цене и желательно без взаимодействия с продавцом. В пресс–службе Levrana рассказали, что развивать вендинг они решили как раз во время пандемии, так как такой способ реализации продукции полностью исключает человеческий контакт.
"В ближайшее время появятся самые разные возможности для покупок через автоматы, — считает Павел Сигал. — Это будут не только привычные всем снеки и напитки, но и корма для животных, готовая продукция, мороженое и сладости, различные товары для гигиены".
Самые популярные товары, которые сейчас реализуются через вендинги, по–прежнему снеки, напитки и товары в дорогу. Но во время пандемии к этому списку добавились средства индивидуальной защиты (автоматы с ними стоят в каждом ТЦ или бизнес–центре, на вокзалах и в аэропортах).
В Levrana отмечают, что вендинги с напитками и продуктами питания более востребованы, чем с косметикой. "Пока люди ещё не привыкли, но мы верим в новый формат. Во многих странах это есть и пользуется популярностью. Сейчас продажи небольшие, но есть категория людей, для которых такой способ более удобен", — говорят в компании.
Верят в перспективный формат торговли и крупные FMCG–ретейлеры. "Азбука вкуса" в октябре 2020 года вместе с партнёром Briskly установили первый микромаркет в Петербурге, в офисе банка "Россия".
"В ассортименте еда собственного производства, напитки и десерты. Самый высокий спрос — на готовые блюда. Так мы закрываем потребность сотрудников в быстрой, качественной и безопасной еде", — уточняют в пресс–службе ретейлера. Кроме того, "Азбука вкуса" занялась обновлением концепции микромаркетов — расширяет ассортимент, проводит редизайн и обновление коммуникаций. "Уже тестировали обновлённый формат в Москве и планируем развивать его в Петербурге", — говорят в компании.
"ВкусВилл" установил шесть вендингов в Петербурге, но планирует больше. Ретейлер сообщает, что наибольший интерес к такому формату есть в вузах (как частных, так и государственных) и больницах. А также в других местах, где нет возможности получить быстрый и полезный перекус.
Основатель петербургской сети магазинов готовой еды UPPETIT Антон Дулов разместил три умных холодильника с готовыми блюдами в офисах крупных компаний. Впрочем, он отмечает, что такое оборудование стоит недёшево — около 100 тыс. рублей за один аппарат. В то же время перспективы не совсем понятны: на данный момент технически сложно обеспечивать их работу из–за малых объёмов реализации. Не всегда получается определить, в каких локациях вендинг будет приносить реальную прибыль, а где нет.
"Сейчас у нас три холодильника, и мы уже несколько раз перевозили их с места на место. Пока не понимаем, стоит ли развивать это направление самостоятельно или работать с партнёрами, которые заказывают готовую еду нашего производства для реализации на своих точках", — отмечает Дулов.
Управляющий партнёр ASPvending (АО "Венд–Сервис") Александр Шулаков отмечает, что помимо использования стандартных вендинговых аппаратов сейчас они думают об автоматизации торговли свежими блюдами.
"Подобный формат становится более востребованным, и это тенденция не только российская, но и общемировая. Пока он не до конца доработан — это связано и с технической стороной, и с логистикой и не приносит большой прибыли", — объясняет Шулаков.
У большинства компаний пока нет возможности развивать вендинговое направление массово. Шулаков уверен, что нужно протестировать все механизмы работы, определить покупательский спрос, а также техническую сторону и стоимость установки, чтобы потом это можно было масштабировать.