Ход в дамки: пока мужчины рискуют, женщины зарабатывают

Финансам немаловажно, какого пола их управляющий.

Многочисленные исследования о влиянии гендера на результативность инвестиций подчёркивают, что в руках женщины активы, как правило, по доходности чуть выше против мужского управления, если сопоставлять долгосрочные стратегии. На коротком временном отрезке тенденция не столь однозначна: мужчина, в силу своих амбиций и аппетита к риску, способен заработать больше, но может и понести убытки.

Поведенческий гендер

По данным Warwick Business School, доходность инвестиций женщин превышает годовую доходность лондонского биржевого индекса FTSE 100 на 1,94%. Данный показатель у инвесторов–мужчин выше всего лишь на 0,14%. На основе цифр аналитики приходят к выводам, что доходность женских инвестиций выше, чем пассивные вложения в компании с самой высокой капитализацией на Лондонской фондовой бирже.
Ещё одно исследование, проведённое американской холдинговой компанией Fidelity Investments, показывает, что женский инвестиционный портфель по прибыли успешнее мужского на 0,4%.
Наталья Смирнова, основатель школы по личным финансам "Онлайн–школа №1", отмечает, что по природе своей женщина более осторожна (генетически на ней лежит забота о детях, семье, доме, обычно она не добытчик, а тот, кто сохраняет и распределяет капитал в семье). "Поэтому и управляющий из неё, как правило, более осторожный и взвешенный, если сравнивать с мужским гендером, у которого в крови страсть охотника, риски, желание крупного заработка. Но говорить, что женщина всегда лучше, нельзя, — рассуждает Смирнова. — Она может быть эффективнее в классических консервативных стратегиях, в стратегиях с глобальной диверсификацией, а вот в альтернативных или высокорискованных стратегиях, стратегиях активного агрессивного управления женщина уступит мужчине именно из–за своей чрезмерной осторожности".
"По своей природе женщины более усидчивые, терпеливые, ориентированы на создание комфортной атмосферы здесь и сейчас, в этом смысле речь идёт о тактике, — дополняет Галина Ванчикова, президент — председатель правления банка СИАБ. — Мужчине эволюционно отведена роль добытчика, поэтому его основная задача — строить стратегические планы и отвечать за результат глобально. С другой стороны, гендерные различия в управлении сейчас стираются, можно встретить прекрасных тактиков и стратегов как среди женщин, так и среди мужчин. На первое место выходят образование и управленческий опыт".
При этом существует общепринятое мнение, что финансист должен быть серьёзным профессионалом без эмоций, который полностью поглощён работой, имеет логический склад ума, умеет сосредоточиться на работе. "Все эти качества традиционно мужские, по крайней мере в сознании населения, — отмечает Наталья Смирнова. — По общепринятому восприятию мужчина на роль финансиста подходит больше, вот и предпочитают управленцев–мужчин".
В идеале, рекомендует эксперт, для консервативных или классических стратегий с рыночной доходностью и глобальной диверсификацией можно выбирать женщин, а для более динамичных и рискованных — мужчин.

Женская власть

Проблематика эффективности управления гораздо шире. По оценке Елены Речкаловой, заместителя сопредседателя комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, в России 91% позиций членов советов директоров занимают мужчины, 43% российских компаний из топ–100 в составе высшего руководящего органа не имеют ни одной женщины. Таким образом, доля женщин в советах директоров российских публичных компаний одна из самых низких, в 3,2 раза меньше, чем в западноевропейских странах. В петербургском банковском сегменте гендерное равноправие в управленческом составе статистически выглядит гораздо лучше среднероссийского, в пяти из 23 кредитных организаций правление возглавляют женщины. Но ни одна не является председателем совета директоров. Отсюда следует вывод, что на берегах Невы активами чаще владеют мужчины, а управление и извлечение прибыли они доверяют женщинам.
В исследовании международной консалтинговой компании BCG отмечается, что в мировом масштабе женщинам принадлежат активы на $70 трлн, или 32% капитала, по данным на конец 2019 года.
Западная политика в половом равноправии ведёт к тому, что на законодательном уровне бизнесу вменяется в обязанность вводить женщин в высший управленческий состав. Требования оправдываются тем, что гендерное разнообразие среди сотрудников способствует росту прибыли. Как отмечает Bloomberg со ссылкой на исследование Organization Science, инвесторы убеждены в обратном.
Аналитики проанализировали данные 1889 компаний мирового уровня и их доходности на протяжении 14 лет. Вывод неутешительный: после анонсирования назначения женщин в совет директоров стоимость акций компаний на биржах снижалась, падение длилось до двух лет. В среднем сокращение капитализации составляло 2,3%, отмечается в исследовании.
Оценить влияние женщин на стоимость активов под их управлением в России невозможно: в стране пока слишком малая доля компаний, в руководстве которых есть женщины–управленцы. Но за последние несколько лет сформировался устойчивый тренд: на фондовом рынке растёт количество женщин–инвесторов. Как отметили в "Сбер Управление активами", по количеству открытых индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) на женщин приходится 56%. Получается, если противостояние полов перейдёт в активную фазу, то женская солидарность уже сегодня способна снизить рыночную стоимость тех компаний, которые предпочитают управленцев–мужчин.
Как рассказали "ДП" в "Сбер Управление активами", обычных брокерских счетов женщины также открывают больше. По крайней мере, в начале текущего года два из трёх новых счетов принадлежали представительницам слабого пола.