Стыд как успех: блестящий старт на петербургской арт-сцене

Александра Гарт. "Провал", пространство "Стыд".

На днях позвонил давний приятель — английский журналист — спросить, что сейчас нового в Петербурге в искусстве.
"Кроме “Стыда”, — спрашивает, — хоть что–то есть?"
Я недаром вздрогнул от этой звонкой фразы. Открылось у нас за недавнее время не так мало, хотя по лондонским меркам, наверное, это пустяки.
В "Севкабеле" теперь силится усидеть на одном месте "Блуждающая галерея". В ИТМО запустили проект Art.ITMO.Residency. Ну а если по сусекам поскрести, ещё кое–что наберётся. Притом что ведь ситуация мало способствовала бурным тусовкам, но, как говорится, эту песню не задушишь, не убьёшь. Арт — дело молодых, лекарство против морщин.
Новых проектов достаточно — слава же досталась "Стыду", который сплотил художницу Александру Гарт, куратора и журналиста Александру Генералову и искусствоведа и эксперта по видеоиграм Евгения Кузьмичёва.
Прочувствовать проект легко, начав поход в галерею с Кокушкина моста, помнящего сердечные треволнения героев "Белых ночей" Достоевского. Дальше — мимо дома Раскольникова, отсчитав 730 шагов до старухи–процентщицы, — выйти на Офицерскую и по ней, минуя блоковские фонари–аптеки, прямо на Матисов остров.
Когда вы мимо шалманов и развал–схождений дойдёте наконец до бывшего Завода военной картографии, где ныне арендные помещения, невольно уроните слезу об униженных и оскорблённых всех времён и народов.
Есть в городских задворках поэзия: не Коломну ли воспевали мирискусники с Александром Бенуа во главе?
А есть модная запущенность, знакомая всем, кто бывал в креативных кластерах, которыми живы постиндустриальные зоны. "Стыд" конвертирует эффектность "медвежьих углов" в прямой интерес коллег по цеху, причём особенное оживление царит среди коллекционеров.
Выставку Александры Гарт "Провал" целиком купил один из наиболее увлечённых собирателей современного искусства в Петербурге ресторатор Сергей Лимонов. Такого блестящего старта на петербургской арт-сцене не бывало давно.