Попробовал и хватит: Дмитрий Давыдов о том, как стал режиссёром

С 25 февраля в российском прокате — "Пугало" Дмитрия Давыдова, фильм-победитель последнего "Кинотавтра", очередное доказательство феноменальности якутского кинематографа, о котором синефилы говорят уже больше десяти лет, а теперь, возможно, к ним присоединится и массовый зритель. Максим Заговора поговорил с режиссёром "Пугала" о том, как научиться снимать кино через интернет, как выбрать между режиссурой и работой в школе и, почему якуты предпочитают своё кино — голливудскому.
— На экраны выходит фильм "Пугало". Фильм, которого могло не быть вовсе — ведь вы собирались закончить снимать кино сразу после дебюта, ленты "Костёр на ветру"
— Да, первый фильм стал для меня настоящим стрессом — и финансово, да и вообще очень сложные съемки был. К тому же "Костёр" провалился в прокате, вот я и подумал: ладно, один раз попробовал и хватит. Я тогда работал учителем в школе и сомневался, стоит ли мне заниматься чем-то другим. Около трех лет сомневался, а потом все-таки рискнул еще раз, мне повезло, что нашлись продюсеры, которые сказали: вот деньги, можешь снимать кино.
— Вы больше не работаете в школе?
— Нет, я уволился сразу после новогодних праздников. Надо было решать: либо школа, либо кино. Страшно, конечно, свободным художником становиться, но решил рискнуть. Если не получится — вернусь обратно.
— Но четыре года вам удавалось совмещать.
— Ученикам непросто приходилось с таким преподавателем, да и руководству школы: если работник каждый месяц куда-то уезжает — это не очень красиво. Сам тоже уставал: днём — уроки, вечером — пишу сценарий, в отпусках — снимаю, ради премьер и фестивалей приходилось отгулы брать. В общем, правильно говорят, что на двух стульях не усидишь — настало время делать выбор.
— Скучаете уже по школе?
— Маленько есть. Я еще чувствую вину, оттого, что ушел в середине года — надо было хотя бы учебный год закончить. Но, смотрите сами: сейчас в кинотеатры выходит "Пугало", в январе у меня были съемки нового проекта, в апреле — еще одного. В этом году я снимаю три фильма, если бы я остался в школе до лета — ничего из этого было бы невозможно.
— Вы говорили, что в школе вас держит еще и стабильная зарплата. Довольно дико звучит от учителя из якутского села Амга.
— Ну это все равно — работа в бюджетном секторе, у нас это самое надежное, что есть. Есть уверенность и в зарплате, пускай маленькой, и в пенсии... ты всегда знаешь, что в конце месяца сможешь продукты купить. А сейчас я стал предпринимателем по сути, и все зависит от меня — это непривычно. Я очень надеюсь на успешный прокат "Пугала", что у меня какая-то финансовая подушка появится, чтобы спокойной год-два пожить, не думая о деньгах, а думая о творчестве.
— Успешный прокат в случае с "Пугалом" — это что?
— Ну у нас в Якутии сорок экранов — там, надеюсь, он пройдёт хорошо, хотя бы на уровне привычных сборов для местного кино — это около пяти миллионов. А в остальной России, посмотрим, я понимаю, что массового зрителя ожидать не стоит, кино специфичное, на якутском языке, сложно смотреть неподготовленному зрителю.
— А почему якутским зрителям не сложно?
— Для них мы — свои. Мы сами стараемся развиваться, снимать лучше и лучше, использовать лучшее оборудование. Мы хоть и самоучки, но все время стараемся развиваться — смотрим в интернете ролики, перенимаем опыт, наши специалисты уже выезжают в российские проекты и возвращаются с новыми знаниями. Мы уважаем зрителя и стремимся работать максимально профессионально.
— Но это все равно не объясняет, почему в Якутии есть своё востребованное кино, а в других регионах — нет.
— Это загадка и для меня. Я разговариваю с вами из Калининграда, вчера мы встречались с министром культуры и задавались вопросом: почему здесь не снимают своё кино, вроде бы всё для этого есть: оборудование, энтузиасты.. но чего-то не хватает, чего именно — никто не знает.
— Но дело же не только в том, чтобы снимали, а чтобы это кто-то смотрел. Я понимаю, как в Якутии появилось кинематографическое сообщество и молодые люди бросились снимать фильмы, мне сложно объяснить, почему зритель, привыкший, так же как везде, к американским блокбастерам, пошел на совершенно другое кино, с другой драматургией, изображением, ритмом.
— Думаю, тут дело в том, что Якутия — особая территория, со своим языком, свой культурой. Мы — национальная республика и это имеет принципиальное значение. Зритель хочет смотреть фильмы не только на русском, но и на своём языке. Он видит свой локальный быт, свой город, своё село, свою культуру.
— Напрашиваются параллели с феноменом корейского кино, с поправкой на масштабы. Профессионалы и синефилы давно знали, что в Корее снимают потрясаюшие, самобытные картины, но массовый зритель почти ничего не видел. А потом вышли "Паразиты", которых посмотрели вообще все и которые взяли "Оскар". "Пугало" после главного приза на "Кинотавре" может повторить их судьбу?
— Ну, начнем с того, что носителей якутского языка 400 тысяч человек, а корейского — больше пятидесяти миллионов.
— Весь мир смотрел "Паразитов" на корейском языке.
— Да, но корейцы все-таки шли к этому успеху двадцать лет. Это не просто удачное попадание конкретного фильма, там велась системная, планомерная работа с 92-го года, рассчитанная в том числе и на "Оскар". Корейцы открыли в Голливуде свою компанию, продвигали свое кино, они шаг за шагом приближались к тому успеху. Якутское кино в России сейчас интересно как экзотика. Но проблема с финансированием по прежнему стоит очень остро, мы не можем конкурировать с российскими фильмами. У российского фильма может быть заложено сорок миллионов рублей только на маркетинг, у нас на всё про всё — два.
— Бюджет "Пугала" — полтора миллиона, насколько я знаю.
— Да.
— И вы сняли его за 10 дней?
— 10-11, да.
— При хронометраже в 72 минуты, получается, что за смену вы снимаете семь минут. Это сериальная, простите за сравнение, выработка
— У меня норма — 8 минут, просто в "Пугале" мы на монтаже вырезали четыре большие сцены, например пятиминутный финал. Пытаемся работать быстро, да.
— Без дублей снимаете?
— Нет, дублей у меня очень много, бывает по 15-20 приходится делать. Просто мы очень мало отдыхаем: работаем без выходных, смены могут длиться по 14 часов, с восьми утра до десяти вечера. Я привожу оборудование из Москвы и Петербурга, каждая минута простоя — потерянные деньги. Я арендую технику на две недели и понимаю, что после этого всё надо вернуть и что успеем снять — то и останется.
— А почему так много дублей?
— Разные причины. Бывают технические: где-то фокус потеряли, где-то режим, где-то камера дернулась. Ну и потом, же я работаю с непрофессиональными актерами, у них тоже с первого раза редко получается.
— А откуда вы вообще знаете, как настраивать фокус, режим... все эти технические моменты?
— В основном из интернета, смотрю обучающие ролики, читаю...
— И сценарии писать, вы же тоже учились в интернете?
— Да. Я скачал сценарии "Бешеных псов", "От заката до рассвета" — какие смог найти, те и читал, смотрел как они оформлены, изучал правила, форматы.
— Вернемся к работе с артистами. Вы всегда говорите им, насколько я знаю: "не играй, а живи в кадре". Но легко этого сказать, а как добиться?
— Есть хитрости. И это отчасти ответ на вопрос, почему я делаю 15 дублей. Первые десять — человек волнуется, работает на камеру, а после устает и становится более естественным.
— Как вы нашли исполнительницу роли Пугала — Валентину Романову?
— Тоже в интернете. Очень долго не мог найти актрису, а потом мне прислали ссылку на её выступления в YouTube. Она — эстрадная певица. Я посмотрел, как она ведет себя на сцене, понял, что это нужные мне характер и харизма. В этот же день позвонил ей и Валентина сразу согласилась. Потом уже спросила, о чем кино и попросила почитать сценарий.
— А как вы отвечаете на вопрос, о чем это кино?
— О свободе. Об освобождении от предрассудков, от прошлого. Главная героиня — женщина со сложным, трагическим прошлым. Она — удивительный человек, который пытается совершенствоваться и расти. И в фильме показан ее путь от полного упадка к возрождению.
— Почти все герои ваших фильмов выглядят как якуты, а вы — нет, и когда говорят "якутский режиссер Дмитрий Давыдов", эта формулировка не очень бьется с изображением.
— Да, известный диссонанс. Когда на зарубежных фестивалях меня объявляли как представителя коренного населения, то люди не понимали, почему на сцену выходит человек, который выглядит как я
— Но вы себя считаете и чувствуете якутом?
— Да. Я здесь родился, я вырос в этой культуре, я знаю язык.
— Когда вы приехали на фестиваль в Пусан, ваш фильм отправили в европейский конкурс, а не азиатский — и вы были недовольны. Это какой-то принципиальный вопрос самоидентификации?
— Ну там был вопрос был в том, что азиатский конкурс в Пусане важнее, он основной, а европейская программа — дополнительная. Но нам объяснили, что Россию они считают Европой, а значит и Якутию.
— А вообще, это важное для вас противопоставление, Европы и Азии? Важно называть себя азиатами?
— Нам важно идентифицировать себя как северный народ, как коренное население. Мне важно снимать фильмы на якутском языке, чтобы эта речь звучала как можно шире, а культура развивалась.
— Вы раньше говорили, что хотите снять фильм на русском языке.
— Да, это тот самый апрельский проект, о котором я говорил. Называется "Нелегал", криминальная история о молодом киргизе, который приезжает в Якутию на поиски отца, попадает в среду нелегальных мигрантов и пытается там выжить. Съемки будут проходить в Якутии, но основной язык — русский. Впрочем, якутский тоже будет звучать, будут и другие языки. Этому сценарию, кстати, шесть лет, я долго пытался его запустить, но вот, только после успеха на "Кинотавре" появился интерес продюсеров.
— Дмитрий Давыдов и якутское кино через пять лет — как вы видите себя и его в будущем?
— Что касается кино, я надеюсь, что в нем значительно вырастут бюджеты. Нельзя оставаться на нынешнем уровне — это потолок, мы понимаем, что его достигли. Мы надеемся на фестивальное продвижение, без которого не будет проката, надеемся что якутское кино выйдет за рамки региона, что наши режиссеру смогу работать в разных регионах страны, а авторы из других регионов, в первую очередь из Москвы, будут приезжать снимать сюда. Что касается себя лично, я хотел бы снять фильм в копродукции со Скандинавией, очень интересно поработать с этим регионом. У меня есть такой проект — надеюсь, что получится его реализовать.
— А большой, международный фильм за условные сто миллионов долларов вы не мечтаете снять?
— Нет. Это большая ответственность — зритель должен видеть, что эти сто миллионов потрачены не зря, что они действительно понадобились режиссеру. А у меня нет в них необходимости, я хочу делать небольшое кино, с небольшой командой и сохранять чувство отвественности за каждый кадр.
— Ответственность — главное для вас слово, как для кинематографиста?
— Для меня — да. Ты должен брать полную ответственность за то, что говоришь и за то, что показываешь. Я исхожу именно из этого.