Вместе с Метростроем, вместе с Петербургом!

Нынешний 2021 год знаменателен для строительной отрасли Санкт-Петербурга и России в целом двумя юбилейными датами: 80-летием со дня основания Петербургского Метростроя и 80-летием его руководителя Вадима Николаевича Александрова.

Несмотря на то что объёмы метростроения в Российских регионах упорно стремятся к нулю, подземное строительство было и остаётся флагманом строительной отрасли, где аккумулируются и совершенствуются самые современные технологии, разрабатываются и внедряются уникальные технические решения, оборудование, материалы. Руководители и ИТР, механики, управляющие высокотехнологичными современными машинами и проходчики, работающие отбойным молотком, — все они высококлассные специалисты, преданные своему делу и сознающие меру ответственности перед горожанами, для которых подземная транспортная инфраструктура стала неотъемлемой частью повседневной жизни.
Станции метро, транспортные тоннели, объекты атомной энергетики и культурного назначения, такие, как вторая сцена Мариинского театра и стадион «Зенит-Арена», не являются чисто коммерческими проектами. Они имеют важное социальное и даже политическое значение, обеспечивая не только мобильность и комфорт пассажирам, но и ставя Северную столицу в ряд крупнейших мегаполисов мира, развивающихся в соответствии с принципами ООН-Хабитат.
Как ни печально признавать, но факт налицо: ряд объективных и субъективных причин, привели к тому, что сегодня петербургский Метрострой находится на грани банкротства. Открытие новых станций власти планируют в конце 2024 – начале 2025 года, но былой уверенности не ощущается. Жители Кудрово и туристы в Пулково вряд ли дождутся комфортных поездок в ближайшую пятилетку.
Так может быть стоит забыть разногласия и сберечь то, что ещ ё можно сберечь, не перечёркивая в угоду сегодняшней конъюнктуре заслуги петербургского Метростроя и его руководителя, Почётного строителя РФ, Почётного гражданина Санкт-Петербурга Вадима Александрова.
История Метростроя неотделима от истории города, а жизнь Вадима Александрова — от Метростроя. После окончания ЛИИЖТа по специальности "Мосты и тоннели", он пришёл строить метро в "Ленметрострой", чему и посвятил более 55 лет своей жизни. В разные годы он работал на должностях начальника смены, главного инженера, начальника строительно-монтажного управления.
Стоит вспомнить, что именно под руководством Вадима Александрова метростроевцами был установлен мировой рекорд скорости проходки перегонных тоннелей в сложных горно-геологических условиях — 1250 метров в месяц, который до сих пор никому не удавалось побить. Творческим коллективом в соавторстве с Вадимом Александровым был разработан проект "Спортивной" — уникальной двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения с односводчатой конструкцией.
В середине 90-х, когда страна лежала в разрухе, Метрострой работал и строил метро для петербуржцев. Именно в эти годы была разработана технология безосадочной проходки тоннелей большого сечения в зоне плотной городской застройки, позволившая безболезненно соорудить подземный зал станции "Адмиралтейская". Впоследствии, в начале 2000-х годов совместно с проектным институтом "Ленметрогипротранс" и крупнейшим машиностроительным концерном Herrenknecht AG Метростроем был создан уникальный щит для механизированной проходки эскалаторных тоннелей. Комплекс, получивший имя "Аврора", успешно реализовал сложнейший проект строительства эскалаторного тоннеля в самом центре города — на станции "Адмиралтейская". Это позволило сохранить исторические здания и ввести в строй станцию, которая почти 15 лет не имела выхода на поверхность.
Уникальным опытом в мировом тоннелестроении является ликвидация "Размыва". Чёткое управление и слаженная работа коллектива Метростроя позволило успешно завершить проходку тоннелей протяженностью 1567,7 метров в сложнейших инженерно-геологических условиях с помощью горнопроходческого комплекса "Виктория". При этом деформация земной поверхности не превысила допустимых значений.
В течение многих лет метростроевцы не только успешно решали главную задачу — развитие ленинградского, а ныне петербургского метрополитена, но и участвовали в реализации крупнейших проектов федерального значения.
Метрострою, который в те годы возглавлял Вадим Александров, город обязан успешным завершением строительства второй сцены Мариинского театра — зала с великолепной акустикой, современным техническим оснащением и удобными подземными помещениями для зрителей и персонала.
Сложно переоценить вклад метростроевцев в создание транспортной инфраструктуры КЗС — уникального гидротехнического сооружения, аналогов которому нет нигде в мире.
Не менее значимым проектом, реализованным коллективом петербургских метростроителей, стало сооружение новых объектов ЛАЭС в Сосновом бору.
Именно метростроевцы помогли Петербургу достойно принять футбольных болельщиков Чемпионата мира — 2018, в сжатые сроки завершив строительство стадиона "Зенит-Арена" по стандартам FIFA и участка Невско-Василеостровской линии. Следует отметить, что на её строительстве была внедрена технология проходки двухпутных тоннелей с помощью механизированного тоннелепроходческого щита диаметром 10,3 метра.
Метрострою удалось добиться таких впечатляющих результатов не случайно. Как неоднократно отмечал Вадим Александров, главное богатство компании — люди, здесь всегда помогали молодым специалистам и поддерживали ветеранов. Может быть, поэтому в Метрострое так много трудовых династий — и среди рабочих, и среди топ-менеждмента.
Можно с уверенностью сказать, что в России сложно найти более целостную и сплоченную организацию в области подземного строительства, чем Метрострой. В те годы, когда компанию возглавлял Вадим Александров, новые станции вводились в эксплуатацию без задержек с неизменно высоким качеством выполнения работ. Сегодня, когда мир стремится к глобализации, а для реализации проектов подземной транспортной инфраструктуры создаются международные инжиниринговые группы, наиболее востребованными становятся универсальные компании, способные гибко реагировать на вызовы времени и выполнять широкий круг задач в различных областях гражданского строительства. Петербургский Метрострой всегда умел работать на опережение, формируя особую творческую среду, в которой рождались инновации. Именно нестандартный подход к решению задач позволил Метрострою успешно демонстрировать свой технический потенциал в различных областях строительства. Метростроевцам не привыкать — ведь даже двух полностью идентичных станций в петербургской "подземке" нет и быть не может.
Достижения Метростроя невозможно игнорировать, а его опыт необходим тем, кто будет развивать метростроение в Петербурге в будущем. Традиции предприятия будут продолжаться, потому что дух братства сближает сердца, а технический прогресс невозможно остановить. Метрострой в Петербурге был и будет всегда.
С 80-летием, Метрострой! С юбилеем, Вадим Николаевич!
Автор: генеральный директор СРО А " Подземдорстрой ", исполнительный директор Тоннельной ассоциации Северо-Запада Алпатов С.Н.