На правах рекламы Все статьи автора
20 февраля 2021, 10:00 700

Вместе с Метростроем, вместе с Петербургом!

Нынешний 2021 год знаменателен для строительной отрасли Санкт-Петербурга и России в целом двумя юбилейными датами: 80-летием со дня основания Петербургского Метростроя и 80-летием его руководителя Вадима Николаевича Александрова.

Несмотря на то что объёмы метростроения в Российских регионах упорно стремятся к нулю, подземное строительство было и остаётся флагманом строительной отрасли, где аккумулируются и совершенствуются самые современные технологии, разрабатываются и внедряются уникальные технические решения, оборудование, материалы. Руководители и ИТР, механики, управляющие высокотехнологичными современными машинами и проходчики, работающие отбойным молотком, — все они высококлассные специалисты, преданные своему делу и сознающие меру ответственности перед горожанами, для которых подземная транспортная инфраструктура стала неотъемлемой частью повседневной жизни.

Станции метро, транспортные тоннели, объекты атомной энергетики и культурного назначения, такие, как вторая сцена Мариинского театра и стадион «Зенит-Арена», не являются чисто коммерческими проектами. Они имеют важное социальное и даже политическое значение, обеспечивая не только мобильность и комфорт пассажирам, но и ставя Северную столицу в ряд крупнейших мегаполисов мира, развивающихся в соответствии с принципами ООН-Хабитат.

Как ни печально признавать, но факт налицо: ряд объективных и субъективных причин, привели к тому, что сегодня петербургский Метрострой находится на грани банкротства. Открытие новых станций власти планируют в конце 2024 – начале 2025 года, но былой уверенности не ощущается. Жители Кудрово и туристы в Пулково вряд ли дождутся комфортных поездок в ближайшую пятилетку.

Так может быть стоит забыть разногласия и сберечь то, что ещ ё можно сберечь, не перечёркивая в угоду сегодняшней конъюнктуре заслуги петербургского Метростроя и его руководителя, Почётного строителя РФ, Почётного гражданина Санкт-Петербурга Вадима Александрова.

История Метростроя неотделима от истории города, а жизнь Вадима Александрова — от Метростроя. После окончания ЛИИЖТа по специальности "Мосты и тоннели", он пришёл строить метро в "Ленметрострой", чему и посвятил более 55 лет своей жизни. В разные годы он работал на должностях начальника смены, главного инженера, начальника строительно-монтажного управления.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Стоит вспомнить, что именно под руководством Вадима Александрова метростроевцами был установлен мировой рекорд скорости проходки перегонных тоннелей в сложных горно-геологических условиях — 1250 метров в месяц, который до сих пор никому не удавалось побить. Творческим коллективом в соавторстве с Вадимом Александровым был разработан проект "Спортивной" — уникальной двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения с односводчатой конструкцией.

В середине 90-х, когда страна лежала в разрухе, Метрострой работал и строил метро для петербуржцев. Именно в эти годы была разработана технология безосадочной проходки тоннелей большого сечения в зоне плотной городской застройки, позволившая безболезненно соорудить подземный зал станции "Адмиралтейская". Впоследствии, в начале 2000-х годов совместно с проектным институтом "Ленметрогипротранс" и крупнейшим машиностроительным концерном Herrenknecht AG Метростроем был создан уникальный щит для механизированной проходки эскалаторных тоннелей. Комплекс, получивший имя "Аврора", успешно реализовал сложнейший проект строительства эскалаторного тоннеля в самом центре города — на станции "Адмиралтейская". Это позволило сохранить исторические здания и ввести в строй станцию, которая почти 15 лет не имела выхода на поверхность.

Уникальным опытом в мировом тоннелестроении является ликвидация "Размыва". Чёткое управление и слаженная работа коллектива Метростроя позволило успешно завершить проходку тоннелей протяженностью 1567,7 метров в сложнейших инженерно-геологических условиях с помощью горнопроходческого комплекса "Виктория". При этом деформация земной поверхности не превысила допустимых значений.

В течение многих лет метростроевцы не только успешно решали главную задачу — развитие ленинградского, а ныне петербургского метрополитена, но и участвовали в реализации крупнейших проектов федерального значения.

Метрострою, который в те годы возглавлял Вадим Александров, город обязан успешным завершением строительства второй сцены Мариинского театра — зала с великолепной акустикой, современным техническим оснащением и удобными подземными помещениями для зрителей и персонала.

Сложно переоценить вклад метростроевцев в создание транспортной инфраструктуры КЗС — уникального гидротехнического сооружения, аналогов которому нет нигде в мире.

Не менее значимым проектом, реализованным коллективом петербургских метростроителей, стало сооружение новых объектов ЛАЭС в Сосновом бору.

Именно метростроевцы помогли Петербургу достойно принять футбольных болельщиков Чемпионата мира — 2018, в сжатые сроки завершив строительство стадиона "Зенит-Арена" по стандартам FIFA и участка Невско-Василеостровской линии. Следует отметить, что на её строительстве была внедрена технология проходки двухпутных тоннелей с помощью механизированного тоннелепроходческого щита диаметром 10,3 метра.

Метрострою удалось добиться таких впечатляющих результатов не случайно. Как неоднократно отмечал Вадим Александров, главное богатство компании — люди, здесь всегда помогали молодым специалистам и поддерживали ветеранов. Может быть, поэтому в Метрострое так много трудовых династий — и среди рабочих, и среди топ-менеждмента.

Можно с уверенностью сказать, что в России сложно найти более целостную и сплоченную организацию в области подземного строительства, чем Метрострой. В те годы, когда компанию возглавлял Вадим Александров, новые станции вводились в эксплуатацию без задержек с неизменно высоким качеством выполнения работ. Сегодня, когда мир стремится к глобализации, а для реализации проектов подземной транспортной инфраструктуры создаются международные инжиниринговые группы, наиболее востребованными становятся универсальные компании, способные гибко реагировать на вызовы времени и выполнять широкий круг задач в различных областях гражданского строительства. Петербургский Метрострой всегда умел работать на опережение, формируя особую творческую среду, в которой рождались инновации. Именно нестандартный подход к решению задач позволил Метрострою успешно демонстрировать свой технический потенциал в различных областях строительства. Метростроевцам не привыкать — ведь даже двух полностью идентичных станций в петербургской "подземке" нет и быть не может.

Достижения Метростроя невозможно игнорировать, а его опыт необходим тем, кто будет развивать метростроение в Петербурге в будущем. Традиции предприятия будут продолжаться, потому что дух братства сближает сердца, а технический прогресс невозможно остановить. Метрострой в Петербурге был и будет всегда.

С 80-летием, Метрострой! С юбилеем, Вадим Николаевич!

Автор: генеральный директор СРО А " Подземдорстрой ", исполнительный директор Тоннельной ассоциации Северо-Запада Алпатов С.Н.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама