Руководители компаний: "Будущее — за максимальной автоматизацией всех процессов"

Автор фото: Ковалев Петр
Автор фото: Ковалев Петр

"ДП" продолжает опрашивать руководителей петербургских компаний, которые делятся своими прогнозами о том, каким будет 2021 год для бизнеса. Их оценка в целом позитивная, хотя осторожные высказывания присутствуют, что связано во многом с тем, что предыдущий год внёс существенные коррективы не только в традиционные бизнес-процессы, но и во многом поменял жизненные приоритеты и экономическую ситуацию в мире и стране.

Связь и коммуникации: "Бизнесу жизненно необходимы цифровые инструменты"
"В 2020 году наша сеть развивалась почти в три раза быстрее, чем мы планировали в начале года. Мы оперативно пересматривали стратегические планы и активнее шли с быстрым мобильным интернетом туда, где в условиях локдауна он был нужнее. Мы работали не только над улучшением качества связи, — оценивает ситуацию Владимир Бакалов, директор отделения "МегаФона" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. — Например, в середине осени прошлого года "МегаФон" запустил в Петербурге и Ленобласти новый сервис Voice over WiFi — новую технологию передачи голосового трафика, благодаря которой абоненты могут звонить через Wi-Fi-сети. Ещё ранее в рознице наших многочисленных партнёров началась продажа сим-карт с саморегистрацией. Клиентам мы предложили сервис "Мобильный ID", решение для дистанционного мониторинга здоровья на базе платформы интернета вещей, бизнес-сервисы, предназначенные для упрощения перехода на удалёнку и работы в новом режиме, и многие другие".
В целом же главным трендом прошлого года, отмечает Владимир Бакалов, стала цифровизация. Она коснулась как нашей повседневной жизни, так и бизнес-процессов. Цифровой прорыв случился в госуправлении, здравоохранении, гигантские шаги в цифровом развитии сделали те отрасли, где раньше этот процесс только начинался.
"Поменялось отношение к удалённой работе. Огромным спросом в период изоляции начали пользоваться облачные решения, удалённые рабочие столы, сервисы видеоконференций, виртуальные АТС. Например, у "МегаФона" выручка от облачных сервисов и решений для проведения видеоконференций выросла практически в два раза, от виртуальных АТС — в 1,5 раза, — рассказывает эксперт. — Внедрение подобных решений дало начало новому этапу цифровизации бизнес-процессов. Компании быстро увидели их эффективность, и сервисы, на которые бизнес переходил вынужденно, превратились из временных рабочих инструментов в постоянные".
Но на новый уровень вышли и другие сферы жизни: образование, развлечения, общение. Для людей жизнь сосредоточилась в смартфоне: с его помощью общаются, работают, совершают покупки и многое другое. Как итог — растёт потребность в высоких скоростях передачи данных, объёмах трафика и качестве связи. А бизнесу жизненно необходимы цифровые инструменты для организации работы в новых условиях. В выигрыше тот, кто будет придерживаться этой стратегии.
"Однако несмотря на закономерный отток пользователей, который ждёт некоторые цифровые сервисы после возвращения жизни в привычное русло, пользователи успели в полной мере оценить их преимущества, а значит, в дальнейшем они будут развиваться активнее и быстрее, — резюмирует Владимир Бакалов. — Нас ждёт ещё более глубокий уровень цифровизации. При этом позитивное отношение общества к этому тренду мы видим уже сейчас".
Бухгалтерское обслуживание: "Принятие решений всегда будет находиться в руках профессионалов"
Несмотря на то что в прошлом году на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки экономика города значительно просела, а многие предприятия были вынуждены вовсе прекратить свою деятельность, спрос на бухгалтерские услуги сохранился на высоком уровне. Однако как отмечает Александр Смирнов, генеральный директор ООО "Мегаконсалт", изменилась специфика обращений, как и сам порядок работы на рынке.
"Было непросто, — рассказывает он. — Все вопросы приходилось решать оперативно, оставаясь при этом в рамках закона. Чтобы максимально помочь клиентам, мы старались быть чуткими и деликатными, сохранять индивидуальный подход. Нами были составлены шаблоны действий в самых разных ситуациях, мы предоставили тысячи рекомендаций клиентам, с которыми наши сотрудники сверялись, проверяли актуальность данных и работали в режиме повышенной нагрузки при постоянно изменяющихся фактах".
По оценке Александра Бакалова, те консалтинговые компании, которые смогли вовремя перестроиться на режим удалённой работы и принять тот факт, что решать необходимо нестандартные задачи и в большом количестве, безусловно, не испытывали недостатка в работе. "Более того, не все штатные специалисты бухгалтерского дела оперативно отреагировали на изменения, в связи с чем также возрос спрос на консалтинговые услуги на аутсорсе. К тому же те компании, которые не просто сохранили, но и приумножили выручку, в этот непростой период смогли поддержать клиентов, предоставив наиболее нуждающимся скидки и гибкие системы оплаты на обслуживание. Так, в компании "Мегаконсалт" появилось много новых клиентов, что позволило остаться на плаву и сохранить в кризисное время заработную плату на должном уровне. В 2021 году мы продолжим с ними плодотворную деятельность, так как и в экономике города в целом, и на законодательном уровне, безусловно, будут происходить изменения, которые потребуют оперативных и в то же время взвешенных решений от бизнеса".
Что касается трендов 2021 года, то эксперты рынка консалтинговых услуг уверены, что будущее — за максимальной автоматизацией всех процессов и перестройкой имеющихся систем коммуникации. "Внедрение передовых технологий в бухгалтерские процессы позволяет сосредоточиться на качестве консультационных услуг. Устранение ручных и повторяющихся задач открывает компаниям возможность тратить больше времени на анализ данных, предоставление информации и консультаций своим клиентам. Бухгалтеры всё чаще будут брать на себя роль консультантов с уникальными наборами навыков. Таким образом, консалтинг будет сочетать в себе функции бухучёта и финансового консультанта. И если часть бухгалтерской работы может быть делегирована машинам, то принятие решений всегда будет находиться в руках профессионалов и экспертов".
Медицина: "У частных клиник работы будет больше"
"Мы почти уверены, что ограничения, связанные с пандемией, продлятся как минимум до лета 2021-го. И сейчас мы очень ждём того момента, когда частные игроки активно подключатся к вакцинации населения от коронавируса, — говорит о 2021 годе Ольга Васильева, генеральный директор ООО "Севергрупп Медицина", генеральный директор сети клиник "Скандинавия" и "Скандинавия АВА–ПЕТЕР". — Конечно, и в прошлом году частные клиники не стояли без дела. С самого начала пандемии мы активно помогали городу бороться с вирусом: передали в больницу Боткина наши аппараты ИВЛ, подключились к работе городской скорой, принимали в нашем стационаре по ОМС тех, кому нужна срочная хирургическая помощь. А также продолжали проводить услуги химиотерапии и ЭКО по ОМС. Кроме того, мы делали КТ пациентам с подозрением на COVID-19 по спецтарифу ОМС, разработанному совместно с комитетом здравоохранения Петербурга. К нам поступало много пациентов по экстренным вызовам, так как городские больницы были перепрофилированы для приема пациентов с коронавирусом".
По словам Ольги Васильевой, это время они использовали для внедрения новых технологий, в том числе запустили телемедицинские приёмы, частично на бесплатной основе. "Но, конечно, ни тесты, ни онлайн-приёмы не могли компенсировать падение доходов частной медицины. Ещё летом было понятно, что по сравнению с прошлым годом мы заработали в два раза меньше". По оценке эксперта, в 2021 году у частных клиник работы будет явно больше по двум причинам. "Во-первых, пандемия точно будет сдавать позиции за счёт вакцинации и увеличения количества переболевших, и люди перестанут бояться обращаться в клиники за помощью. Во-вторых, для многих, кто отложил в прошлом году плановые операции, станет невозможно откладывать их дальше. Мы уже сейчас видим обострение проблем из-за прошлогоднего ограничения помощи, перенесённого стресса и от других причин".
"В наступившем году существенные изменения ждут клиники репродуктивного здоровья: идёт активное обсуждение закона о суррогатном материнстве. Вспомогательные репродуктивные технологии — одно из наших ключевых направлений, и мы, конечно, внимательно наблюдаем за происходящим, — добавляет Ольга Васильева. — С одной стороны, поддерживаем более чёткое и понятное регулирование в отрасли. С другой — надеемся, что ограничивать использование этого метода не будут. Для многих это единственная надежда, и благодаря суррогатному материнство тысячи семей стали родителями здоровых детей. Это непростое, но важное дело".