В 2020–м, по предварительным данным, количество активных пользователей мобильного банкинга в РФ выросло на 22% и превысило 125 млн. Число активных пользователей бесконтактных платежей увеличилось на 15% — до 19 млн.
Общее количество активных клиентов банков в РФ по итогам 2020–го, скорее всего, превысит 200 млн. Эти данные учитывают тот факт, что один потребитель может быть активным клиентом сразу нескольких банков и, соответственно, в течение месяца пользоваться разными банковскими мобильными приложениями (сейчас такие приложения — не дань моде и не дополнительное преимущество, а вопрос присутствия фининститута на рынке).
Несмотря на столь впечатляющие цифры, Россия по уровню развития цифрового банкинга находится во втором–третьем эшелоне стран — как в абсолютных, так и в относительных показателях.
Лидеры — Китай (более 700 млн активных пользователей бесконтактных платежей), Индия (более 140 млн), США (около 85 млн). Всего в мире сейчас насчитывается порядка 1,1 млрд активных пользователей бесконтактных платежей. Страны — лидеры по уровню проникновения этой технологии — всё те же Китай (82%), Индия (38%) и Дания (42%). Россия — во втором десятке (18%).
Китайский парк смартфонов — так же, кстати, как и российский — примерно на 20% состоит из продуктов Apple (данные StatCounter на июль 2020 года). Несмотря на такое большое количество iPhone в использовании, лидирующими в Поднебесной платформами для мобильных платежей являются WeChat Pay и Alipay, а не Apple Pay.
За счёт регулируемой дуополии и высокого уровня проникновения мобильных платежей, на базе Alipay и WeChat Pay в Китае реализуются такие проекты, как системы "оплаты лицом" в магазинах. Любопытно, что при всей простоте "оплаты лицом" в Поднебесной она не получила широкого развития. Не помогли даже такие ухищрения, как "улучшение внешности" — при "оплате лицом" фото клиента, которое выводилось на экран платёжного терминала, автоматически редактировалось с помощью специальных фильтров; клиент на таком фото выглядел моложе и симпатичнее (в понимании китайских разработчиков фильтров, разумеется).
Не только в КНР, но и на некоторых других региональных рынках есть свои, причём весьма успешные, платформы мобильных платежей. Так, в Латинской Америке — в Бразилии, Мексике, Аргентине и других странах — лидируют такие системы, как Mercado Pago, rapipago и BBVA Wallet. В Японии в тройке лидеров — Sulca и Rakuten Pay. В Канаде на втором месте — Interac Flash.
У нас российский WeChat Pay делают ЦБ (Система быстрых платежей) и "Сбер" (SberPay). Правда, пока они работают не так просто и удобно, как Apple Pay. Впрочем, лиха беда начало. Хотя надо понимать, что порой даже транснациональные технологические гиганты не преуспевают на столь конкурентном рынке. Например, Google пока не сумел отвоевать больше 2% глобального рынка.