Дарья Дмитриева Все статьи автора
16 декабря 2020, 07:05 19756

Требуйте долива: закон о "наливайках" грозит переделом алкогольного рынка

Небольшим пивоварням сократили число точек продаж
Небольшим пивоварням сократили число точек продаж
Фото: Сергей Ермохин

В выигрыше останется сетевой ретейл, в проигрыше — крафтовые пивоварни.

Многострадальный закон о "наливайках", при обсуждении которого было сломано столько копий, принят в третьем чтении и отправился на подпись к губернатору. Продавать алкоголь с 2021 года смогут только заведения площадью от 20 м2. Несмотря на смягчение первоначальных положений, законом по–прежнему многие недовольны.

Сегрегация и неравенство: рестораторы неоднозначно оценили поблажки "наливайкам"

Сегрегация и неравенство: рестораторы неоднозначно оценили поблажки "наливайкам"

12487
Карашаш Ногаева

Обидное название

Владельцы пивных магазинов считают новые нормы лоббированием интересов крупных игроков рынка, которые не только забирают себе весь объём продаж, но и приучают людей пить "скучное пиво" из супермаркетов. Принятие закона приведёт к сокращению магазинов и потере рабочих мест, подчёркивает один из владельцев сети пивных супермаркетов Live Beer (35 точек в городе) Александр Оськин.

"Идёт борьба крупного и мелкого бизнеса, в которой выигрывают большие компании. Теперь нам не остаётся вариантов, кроме как искать площади побольше. Это скажется на продажах и уменьшении числа магазинов. Думаю, властям пора перестать решать за предпринимателей, что допустимо, а что нет, и начать помогать. Бизнесу нужно объединиться против поправок в этот закон, собирать подписи, создавать петиции", — говорит он.

Бороться с "наливайками" власти города пытались и раньше, однако окончательный вердикт вынесли именно тогда, когда бизнес и так из последних сил борется за жизнь. Денис Седунов, руководитель компании Gastroprofit и владелец бара Cruise wine room, считает, что с инициативой депутаты опоздали лет на тринадцать.

"Движение по уничтожению “наливаек” было бы более эффективно с 2000 по 2007 год, когда сомнительных заведений в городе было действительно много. Есть более важная проблема — смертность от контрафактного алкоголя. Чёрный рынок приносит намного больше вреда, не говоря о том, что он не платит налоги. К тому же, если быть честным, владельцы “неправильных” заведений всё равно найдут лазейки. Чем сильнее бизнес ограничивают, тем больше он уходит в подполье", — говорит Седунов.

Эту точку зрения поддерживает партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская: "Изначально бороться хотели с теми, кто не нравился жителям многоквартирных домов. Но, как обычно, вопрос остался необдуманным. Речь идёт о двух категориях точек: пивные магазины и псевдокафе с продажей крепких алкогольных напитков. В случае с крепким алкоголем ситуация не решится. Аренда площадей 23–25 м2, чтобы перейти рубеж, тоже всегда возможна. А многие качественные пивные магазины закроются. Получается, что власти не только не решили проблему, но и обрубили себе же статью доходов, которую получали в качестве налоговых отчислений", — объясняет она.

Владелец паба Docker Кирилл Майстров называет действия властей Петербурга борьбой не за улучшение жизни горожан, а "за сбор политических очков без оглядки на то, что будет, когда закон вступит в силу".

В Петербурге ожидают массовых увольнений из–за закона о "наливайках"

В Петербурге ожидают массовых увольнений из–за закона о "наливайках"

13282
Маргарита Фещенко

"Такие решения должны быть крайне редкими и продуманными, а также предполагающими компенсации тем, кто от них пострадает. Самое неприятное в этой истории — неясность. Нет никакой гарантии, что через год власти не передумают", — дополняет председатель совета Союза российских пивоваровДаниил Бриман.

По мнению эксперта, сама формулировка "наливайки" звучит уничижительно: продукция (пиво и снеки) у таких магазинов чаще качественная. "Порядка 15% вообще всей рыбы и порядка 50% всех типов снеков в России продаются благодаря этим магазинам. Власти не понимают, что уничтожают целый сектор экономики", — отмечает Бриман.

Выплеснулись в сети

"К закрытию “наливаек” приведёт не “закон о квадратуре”, а массовые ограничения, связанные с работой предприятий общественного питания, которые были введены администрациями всех регионов РФ для сдерживания эпидемии Covid–19", — считает руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский.

Ещё одна пострадавшая сторона в этой истории — пивоварни, основной оборот которых проходит как раз через "разливной ретейл". Владелец "Пивоварни Николая Веселова" Николай Веселов считает, что ситуация добавит хлопот всем участникам процесса. Пивоварням остаётся либо закрывать бизнес, либо объединяться с другими игроками рынка в более крупные компании. "Последний вариант маловероятен. К тому же, если подобная схема войдёт в тенденцию, нет гарантии, что не появится новых законов, которые и такой бизнес сделают убыточным", — говорит он.

Ольга Сумишевская считает, что одним из вариантов для пивоварен может быть заключение контрактов напрямую с барами и ресторанами. Ещё один выход — пытаться самим искать помещения и открывать флагманские бары. "Здесь опять же возникает вопрос целесообразности. Держать на территории более 20 “квадратов” только пиво бессмысленно, нужно дополнять чек и другими позициями. Цены в таких заведениях низкими не будут, затраты же нужно отбивать", — говорит партнёр ONE STORY.

По мнению Максима Черниговского, незначительный объём готовой продукции пивоварен Петербурга "перельётся" в ретейл, а основная часть крафтового пива местных производителей останется невостребованной. Что автоматически приведёт к банкротству большого числа городских производителей. "Выиграют от этой ситуации крупные транснациональные пивные компании, у которых широчайшая бренд–представленность как раз в сетевых розничных магазинах", — говорит эксперт.

Крафт или не крафт?

А вот для барной индустрии в законе можно найти плюсы. Вероятно, жители спальных районов станут чаще посещать заведения в центре города.

Также поправки могут упростить получение лицензии на продажу алкоголя небольшим барам. Это, по мнению основателя и руководителя Gastro Norma Данила Герасимиди, будет способствовать запуску новых проектов. В том числе и не связанных с пивом. "Надеюсь, винных баров станет больше, потому что они пользуются спросом, а их мало, и все гости там просто не помещаются", — рассуждает он. Кирилл Майстров с таким суждением не согласен. Он считает, что инициатива никак не отразится на получении лицензии.

Данил Герасимиди полагает, что закон может привести к появлению на месте "наливаек" в спальных районах модных крафтовых баров. Другие эксперты оспаривают и этот тезис.

Крафтовый сегмент с дорогим и качественным алкоголем не может себе позволить ценообразование "наливайки", говорит Кирилл Майстров. Да и рассчитаны крафтовые бары на аудиторию с определёнными стилем жизни и достатком. "Спальный район не даст крафтам трафика", — добавляет Ольга Сумишевская.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама