Качество дистанции: система образования нуждается в работе над ошибками

Автор фото: Беликов Валентин
Образование в год панде­мии показа­ло себя, как и долж­но было, весьма кон­сервативно по сути, хотя иногда и впол­не современно по форме. Или ско­рее по демоформе. Система громозд­кая, многоуровневая, отягощённая установленными законом обяза­тельствами — конечно, она не мог­ла адекватно среагировать на изме­нение большого комплекса вводных. В общем, не может и до сих пор.
При этом сложности в этой сфе­ре наблюдались не только в России и Петербурге, конечно. Это миро­вой тренд, претендующий на топ глобальных проблем человечества. В августе генсек ООН Антониу Гутерриш заявил, что перерывы в образовании, вызванные пандемией, могут с высокой вероятностью стать катастрофой для целого поколения. Безопасное возвращение учени­ков в школы должно стать главным мировым приоритетом, считает он. К середине лета школы были закры­ты для 1 млрд учеников из 160 стран, без садов остались 40 млн детей.
В Петербурге, конечно, ситуация не такая, но и не то чтобы всё хорошо. Проблемы, обычно заметные учени­кам и родителям — а это всё же не все жители, — выявились, как лакмус на лабораторной по химии.
У государственной части образова­тельной сферы пространства для ма­нёвра не было совсем, как и времени "на подумать": все жили в условиях внезапных запретов и ограничений без всякого разъяснения, как обеспе­чить качество. У частного сегмента вроде бы свободы больше, но и помо­щи от коллег по бизнесу или госвла­сти ждать не приходилось. Справля­лись кто как мог.

Высшее и непонятное

Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Несмотря на продолжающиеся раз­говоры о снижении престижности высшего образования, количество поступающих на очные отделения в вузы Петербурга в 2020-м выросло, хотя уже весной было ясно, что студентам светит дистанционка. По дан­ным RAEX, свыше 60% первокурсни­ков вузов Северной столицы приеха­ли из других субъектов РФ. При этом доля выпускников лучших городских школ, сменивших место жительства для обучения в вузе, составляет 18% (вектор выбора — Москва). Из столи­цы на обучение уезжает только 1,2% выпускников.
Согласно тому же ис­точнику, важнейшим достоинством отечественных вузов студенты счи­тают качество фундаментально­го образования, а самой слабой сто­роной — недостаточно налаженную связь с работодателями. Такая ситу­ация складывается не первый год, и в Смольном гордятся тем, что вузы города привлекают иногородних абитуриентов. Всего подано более 558 тыс. заявлений на очное обучение — на 74 тыс. больше 2019 года. Средний конкурс в госвузы Петербурга вырос по сравнению с 2019-м и составил 14,58 человека на место (годом ранее — 13,83 человека на место).

Непозитивное развитие

Очевидно, что государственные ву­зы более консервативны, чем негосу­дарственные. Они не способны опе­ративно реагировать на изменения и запросы бизнеса, не могут свободно менять программы и преподаватель­ский состав. Тем не менее в современ­ном мире необходимые компетен­ции специалистов меняются быстро. И абитуриенты это стали понимать и чаще выбирать более гибкие вари­анты обучения. Правда, как юридически оформить изменения в програм­ме — не до конца яс­но. И кстати, это одна из причин упорно­го нежелания вузов, и государственных, и частных, уходить в дистант — они опасаются судов с получателями об­разовательной услуги. В Москве уже часть студентов-платников МГУ ре­шили подать коллективный иск, считая, что дистанционный формат не даёт заявленного качества обуче­ния, и требуя перерасчёта. Россий­ский омбудсмен Татьяна Москалькова — за студентов и уверена, что во­прос перерасчёта оплаты за очную форму обучения надо рассмотреть. Другие эксперты полагают, что удалёнка обходится вузам как учрежде­ниям и преподавателям как участ­никам дороже и сложнее, чем очная форма. Петербургским вузам навер­няка также ещё предстоит разбирать­ся с этим.
В лидерах рейтинга российских негосударственных вузов, состав­ленного Минобром, — Международ­ный банковский институт, Санкт-Петербургский институт внешне­экономических связей, Институт специальной педагогики и психоло­гии. Весна 2020 года приостанови­ла привычное очное обучение в них, переведя окончание семестров в дис­танционный формат.
Свободное посещение понравилось далеко не всем. "Слушатели про­грамм ЕМВА принципиально не го­товы заниматься онлайн, — расска­зал Ярослав Павлов, ректор бизнес-школы ИМИСП, — ведь одна из основ­ных ценностей — это общение друг с другом. В связи с этим мы сдвину­ли весенний старт EMBA на осень, хо­тя группа была полностью укомплек­тована уже в апреле. Слушатели ви­дят, что соблюдаются меры по про­тиводействию распространению ви­руса, и это позволяет им чувствовать себя защищёнными".
Осенний семестр стартовал в слож­ном смешанном формате, который тоже оказался не слишком приятен и удобен. Студенты лишены суще­ственной части процесса — живой коммуникации, а педагоги сетуют, что преподавать через экран сложно даже справляющимся с бесконечны­ми Skype и Zoom, а также собствен­ным ПО вузов. И сложно именно из-за отсутствия контакта, всё-таки и педагогика, и андрагогика мето­дически предусматривают харизматичный образ спикера, а не про­сто перекладывание информации из одной головы в другую.

Перспективное планирование

Вторая волна коронавируса снова вернула всех из–за парт за компью­теры — вероятно, надолго. Но про­блемы не решены. Стало понятно, что летом отрасль надеялась, что как-нибудь обойдётся. Внезапно выясни­лось, что среди учителей, препода­вателей и даже руководителей об­разовательных учреждений много людей старше 65 — и их надо одно­временно защитить от вируса, пе­реобучить для онлайна, потребовать от них качества как при очном обуче­нии, а в части случаев не отпускать на дистант, потому что без них рабо­та школы (вуза) невозможна.
Сюрпризом для руководства оказа­лось и то, что онлайн — совсем не то, что офлайн, и просто провести заня­тие по видео — не значит получить результат. Отсутствие последне­го ведёт к скандалам с родителями школьников и уже взрослыми и самостоятельными студентами. Пер­спективы сдачи ОГЭ и ЕГЭ неясны.
Из-за каждого нового угла вывора­чивает новый танк, и руководству сферы надо думать не о том, как спа­стись в острой фазе кризиса (она уже с марта, можно считать её хрониче­ской), а как переделать систему, — лучше, конечно, побыстрее.
Профессия врача — одна из благороднейших в мире. Пусть то время, что вы проведёте в стенах института, благотворно повлияет на вашу жизнь.
Сергей Мальцев
Санкт–Петербургский медико–социальный институт, ректор
Международный образовательный центр "Аспект" занимается детскими и взрослыми образовательными программами как в России, так и за рубежом.
Ирина Юдичева
"Аспект", учредитель
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .