Разработчикам, кодерам и дизайнерам приготовиться — как ИИ меняет стройку

Автор фото: нейросеть Kandinsky

ИИ, роботы, полноценный переход на BIM и комплексные решения — более активное проникновение "цифры" в строительную отрасль ещё раз подчеркнули деловая программа и выставка в рамках форума недвижимости "Движение". Участники получили трезвую оценку ситуации и немного футуризма. На мероприятии "ДП" удалось побеседовать с генеральным директором Setl Tech Сергеем Староверовым о том, что сегодня меняет рынок и за какие IT-решения готовы платить девелоперы.

Какие факторы сегодня тормозят более массовый цифровой переход игроков отрасли?
— Основная проблема — финансовая. У многих компаний, особенно малых и средних предприятий, нет бюджетов на развитие цифровых направлений. А ещё нет смелости. Но есть стереотипы: например, недоверие продуктам, разработанным конкурентами. Другой распространённый страх — что через одно приобретённое решение покупатель "сядет на IT-иглу", станет финансовым заложником чужого продукта. Это старый тип мышления — и на самом деле, отказываясь от цифровых продуктов, такие компании всегда теряют больше. Потому что экономический эффект — реально ощутимый, при этом доказанный прямыми расчётами.
Второй тормозящий фактор — человеческий. Многие боятся потерять не столько работу, сколько компетенцию. Такую обратную связь мы встречаем. Когда человек как профессионал уникален, и ему как пользователю надо принять решение о применении того или иного продукта, первое, о чём он думает, — что продукт его заменит, точнее — о том, что продукт нивелирует личную уникальность. А поскольку во многих российских компаниях превалирует восточный тип управления — когда на личность очень много завязано — показатель проникновения САПР в России не самый высокий: мы любим "творить от души".
Сергей Староверов, генеральный директор Setl Tech
Автор: Дарья Кашина
Появятся ли в ближайшее время стимулы, которые ускорят цифровую трансформацию строительной отрасли? И какой сценарий перехода, на ваш взгляд, будет наиболее популярным?
— Государство активно поддерживает этот процесс. Политическая ситуация тоже ему способствует, так как ушли западные вендоры. И здесь есть нюанс: основные продукты, которые они предлагали и которыми мы пользовались, развивались с конца 1970-х годов. В них вложены сотни миллиардов долларов — поэтому, конечно, среднему бизнесу тяжело наверстать этот опыт. Но с появлением искусственного интеллекта наша страна стала считаться одним из лидеров в применении технологий. В данной сфере мы имели возможность стартануть одновременно со всем миром, без отставания в 20 лет. Поэтому ИИ-сервисы у нас развиваются очень высокими темпами. Кстати, как и квантовые технологии.
Ещё один фактор, который так или иначе подталкивает отрасль к внедрению цифровых решений — рыночная ситуация: себестоимость девелоперского продукта повышается быстрее, чем цены на недвижимость. Все застройщики сегодня активно ищут пути сохранения рентабельности. А цифровизация — это самый очевидный путь, тем более в условиях дефицита кадров и значительного увеличения затрат на персонал. В данном случае это уже необходимость.
Отдельное подразделение в Setl Group официально появилось в 2022 году, и вы работаете как на нужды материнской компании, так и на внешний рынок: как удаётся обеспечить эффективность, учитывая плановые показатели и особенности взаимодействия с клиентом?
— Основная наша цель — совершенствование процесса строительства и эксплуатации. Наши разработки дают очевидные экономические преимущества, поэтому становятся интересны внешнему рынку. И это открывает новые возможности для развития.
Дело в том, что продукт совершенствуем не только мы, и замкнутость внутри бизнеса не даёт такой широты экспертизы, которая возможна при обмене информацией с внешним миром. Выходя на внешний рынок, мы каждый раз видим новые решения. Задачи, которые ставят клиенты, становятся для нас идеями по улучшению продукта, актуальными и для нашей стройки. Таким образом, мы выходим за рамки внутреннего видения, с приходом каждого внешнего заказчика экспертиза процесса растёт, соответственно, продукт становится более качественным и живым, универсальным и актуальным для отрасли.
Что касается непосредственно продаж — у нас созданы отдельные подразделения, со своим KPI. И есть внешняя техподдержка со своими "внедренцами".
По сути, наш отдел продаж — это отдельный бизнес, потому что мы сейчас продаём не только свои продукты, но и уже встроенные в нашу экосистему разработки наших партнёров. Причём с таким предложением приходят сами компании. Например, Tangl — их продукты делают трансформацию BIM, достают из BIM-модели объёмы. Однако узнаваемость нашего холдинга на рынке выше, уже есть наработанная репутация, и благодаря этому наш партнёр может увеличить объём продаж. Выигрывают все.
Ряд экспертов считает, что проектам, созданным на базе девелоперских компаний, будет сложно масштабироваться на внутреннем рынке — как в связи с его ограниченностью, так и по причине финансовых возможностей большинства игроков отрасли, о чём вы уже сказали. Является ли решением выход на другие рынки?
— В этом плане любое движение вперёд — позитивно. Другой вопрос, что нужно делать это качественно. С точки зрения строительства каждый рынок — уникален. Те правила, по которым мы строим дома в России, могут не подходить для других государств. Мы изучаем страны СНГ, Дубай, Турцию — везде правила, справочники, подходы разные. Не говоря уже о языковых требованиях.
Этот выход будет интересен нам в будущем, но сейчас это вряд ли будет экономически обоснованным: надо заново переписывать продукт. Развитие в нашей стране — для нас приоритет.
И где здесь есть точки роста?
— Мы идём по пути партнёрства с компаниями, которые дополняют нас. То есть не конкурируют с нами и не дублируют наше предложение. Так, мы заключили соглашение с АСКОН (разработчик инженерного программного обеспечения и ИТ-интегратор — Ред.). Они осуществляют BIM-проектирование — в которое мы как раз не идём, потому что за нас уже всё сделали.
Ещё один наш партнёр — Сбербанк, у которого большой именно аналитический ресурс и есть отечественный искусственный интеллект. В принципе стараемся максимально использовать российские продукты.
Сейчас обсуждаем с ДОМ.РФ создание общих справочных классификаторов — хотим совместно с регулятором, с институтами развития объединить отрасль, чтобы мы работали в едином пространстве. Сейчас большинство компаний очень закрыты и не хотят делиться. Но если сделать такой шаг к объединению, — это повысит прозрачность процессов и станет большой синергией. Мы сэкономим много времени, объединив опыт друг друга, оптимизируем процессы, а потом ещё это всё трансформируем в разные системы, как минимум приведём их в соответствие с требованиями государства.
Автор: Сергей Ермохин
К слову про российские разработки: достаточно ли релевантных именно отечественных ИТ-продуктов, позволяющих закрыть текущие потребности игроков строительного рынка?
— Работающих — пока мало. А идей много. Этот рынок начал развиваться сравнительно недавно, хоть и очень быстро. Какие-то решения изначально конкурировали с западными аналогами. Какие-то — появились на замену. И государство очень сильно стимулирует процесс импортозамещения с 2015 года по всем отраслям — поэтому продукты начали создаваться, но они не все доведены до ума. Такие, которые идеальны именно в стройке, можно пересчитать по пальцам.
В целом в России есть продукты, которые изначально у нас были лучше. За примером далеко ходить не надо: система "1С". Я уверен, есть решения такого уровня и в других отраслях. Например, все BIM-модели, которые я знаю, пришли из нефтегазовой промышленности. То есть в момент, когда ушёл Revit, они уже готовые свои движки из труб превращали в этажи и в очереди — если описывать процесс в нашей терминологии. Поэтому мы наверстаем этот пробел, но ещё есть куда развиваться.
И тем не менее, уже есть и чем похвастаться. Если говорить про комплексные решения, по данному вопросу Setl Group может давать оценку ситуации именно как практик, а не теоретик — холдинг первым в России полностью спроектировал многоквартирный жилой комплекс, применив на всех этапах исключительно отечественное ПО. Какие выводы вам удалось в ходе работы сделать? И поделитесь, какой прикладной эффект даёт девелоперу применение цифровых решений?
— BIM-проектирование само по себе дороже простого проектирования 2D. И полноценный эффект достигается только тогда, когда все остальные процессы тоже цифровизированы. Сам по себе BIM-проект бесполезен, если мы его выдали, но на стройку всё равно пустили в 2D.
Мы в принципе пошли на этот шаг, так как понимали, что все наши системы нуждаются в цифровом входе. Поэтому мы подписали соглашение с компанией Renga Software — и начали этот путь совместно с ними с нуля. У нас не было ни одного человека, который умел бы работать с комплексной BIM-системой — но горели глаза. В первую очередь, инициатива ощущалась в секторе проектирования, был большой запрос и от остальных бизнес-подразделений.
Первый проект, конечно, был сложным. Его делали долго. Потребовалось время на обучение людей, партнёр много чего дописывал по нашим техзаданиям. В результате часть решений по договорённости перешла к нам. При этом есть решения, которые ещё не завершены. Сейчас активно идёт работа над армированием. Арматуру в обычном проектировании считают по удельному весу на кубометр бетона. А мы хотим, чтобы она сразу была посчитана в прутьях. "Руками" этого не сделать, — там миллионы прутьев, когда делают монолит. А машина посчитает за минуту, если ей задать правила и обучить её.
Что касается эффекта — глобально его не посчитать, потому что очень сложно прийти к метрикам. То есть если бы мы говорили об экономии на кирпиче — всё просто. А в случае BIM-перехода мы меняем весь процесс. Причём и аналитика внедряется постепенно. Некоторые данные всё равно сложно привести к конкретным цифрам: где-то перестают теряться документы, где-то мы просто экономим время и человеческий ресурс и так далее.
А есть вещи, которые легко посчитать. Например, в нашей системе контроля за строительством базово была такая мотивация для подрядчиков, как штрафные санкции за нарушение сроков. Разработчики создали систему рейтингов — сегодня он есть у каждого подрядчика, и этот рейтинг в рублях. Потом, когда у нас появилась статистика, и все дома были внесены в систему, мы смогли оценить, что она даёт порядка 7% экономии. С одного дома — до 100 млн рублей. У нас получается ноль просрочек, мы сдаём раньше заявленных сроков. При этом 94% квартир принимается собственниками с первого раза. Эффект ощутимый.
Сейчас внедряем исполнительную документацию. И, например, потери по бумагам посчитать сложно. Но способ был найден. Мы посчитали, что на одном доме у нас на проектную и исполнительную документацию тратится от 5 млн рублей. Объектов у нас в моменте порядка 60. То есть это 300 млн рублей. Условно говоря, в год мы экономим больше 100 млн рублей просто на бумаге. Всё остальное в части организационных моментов — бонусом.
Плюс есть ещё психологический эффект, потому что люди себя чувствуют по-другому. Во-первых, снижается нагрузка, у них нет рутины. При этом многие испытывают гордость, что они работают в такой современной компании. Дисциплина другая: когда каждый знает, что все всё видят — и пространство информационное одно.
Автор: Дарья Кашина
Строительство и проектирование — это ведь не единственные направления, в которых идёт цифровизация в отрасли. В каких "блоках" наблюдается наиболее высокий спрос на "цифру"?
— Самый популярный — это финансы: бухгалтерия и управление бюджетированием. С них легче всего заходить в цифровизацию: всё очевидно и прозрачно — деньги, те же самые цифры.
Активно цифровизируется маркетинг. У нас в отделе продаж давно используют динамическое ценообразование. Недавно внедрили речевую аналитику, менеджер-ботов. Там действительно уникальные решения есть. И благодаря роботам у нас получается круглосуточная поддержка. А ещё у нас реализована такая история: собраны более 20 тыс. телефонных разговоров и статистика по закрытым сделкам. Соответственно, нейросеть смотрит сделку и то, что было сделано для реализации похожей сделки — обрабатывает информацию и прописывает некий обучающий курс по лучшему варианту для закрытия сделки.
А каковы главные ошибки при переходе на цифровые рельсы?
— Всё-таки в первую очередь — это нежелание меняться. Дальше — некорректная организация процесса, неправильное формирование рабочих групп. Если просто сверху спустить приказ, найдутся те, кто будет саботировать цифровой переход. Нужна личная мотивация для каждого участника команды. И вот это очень сложно, потому что это обычно разные подразделения, разные характеры, разные руководители. Здесь важна роль и акционеров, и инициатора проекта.
Раз мы уже заговорили про людей, то, скажите, как отрасль поменяет цифровизация с точки зрения требований к компетенциям сотрудников? Появятся новые специальности?
— Будут появляться специальности в области работы с данными, data-аналитики, в сфере работы с ИИ — однозначно. Сегодня абсолютное большинство специалистов в области искусственного интеллекта не знают, как он работает, — они просто обучены, что делать с приложением. Поэтому здесь есть, куда развиваться.
Но будут и исчезать профессии. В IT-сфере есть такой прогноз. Например, разработчики, кодеры. Лёгкий код уже сейчас напишет нейросеть.
Вопрос, как будет трансформироваться профессия дизайнера. Я видел решение от одного застройщика, когда ИИ в режиме реального времени рисовал дом, причём предлагал разные варианты, можно было выбрать. То, что сейчас архитектор создаёт несколько месяцев, было сделано за 5 секунд.
В научной фантастике прошлого столетия предполагали, что роботы будут работать в цехах, выполнять тяжёлую работу, а люди наконец-то займутся творчеством. Прошло 50 лет — и по факту всё наоборот.
Конечно, сегодня есть момент хайпа. Когда все "наиграются" с нейросетями, будет проще делать прогнозы и более реалистично оценивать ситуацию. Но абсолютно точно, что постепенно всё связанное с обработкой большого количества данных — перейдёт в область задач ИИ. Хотя есть следующий риск, о котором сейчас все говорят, — наступит момент, когда искусственный интеллект перестанет быть искусственным, он обретёт душу. И нужны какие-то ограничения.
Сейчас мы видим уже новое поколение — это предиктивный искусственный интеллект, он сам дописывает себе инструкции, уже обучается, как ребёнок: он не просто посмотрел на окна и запомнил условно пять видов — он дорисовал еще сто вариантов того, какие окна могут быть созданы по тем правилам, которые он увидел.
Много ли сегодня появляется IT-разработок "навырост", когда текущая ситуация не позволяет инвестировать в продукты без доказанной эффективности и осуществлять тестирование, но они нацелены на "лучшее будущее"? И есть ли у таких решений перспективы?
— Есть статистика, что из десяти стартапов один гарантированно выстреливает, а из десяти выстреливших один — тот самый "единорог". Важно, что у нас в стране много институтов развития: "Сколково", "Иннополис", Фонд Бортника (Фонд содействия инновациям — Ред.) и другие. И они очень сильно помогают. Потому что стартапам тяжело везде в мире — и речь не только про привлечение средств, многих надо направить в верном направлении.
Мы работаем со "Сколково", там есть направление BuildUP — это стартапы в стройке. У них в моменте в 2024 году их было больше 700. Они всё собирают, сами делают первую фильтрацию, дообучают команды.
И хотя сегодня действительно много стартапов, есть неохваченная часть — IoT-направление (Internet of Things, интернет вещей), роботизация, где можно придумывать и придумывать, была бы фантазия.
А часто ли ИТ-стартапы "попадают" в реальные потребности строительной отрасли?
— Здесь можем говорить только про себя. Мы в 2024 году отсмотрели около 100 проектов, которые нам были интересны. Из них выбрали 4, один попал в работу, а 3 — немного видоизменились, став для нас кейсами в части создания различных прикладных вещей.
Тогда куда смотреть стартапам, чтобы точно найти клиента, достичь со своей разработкой цели?
— Из того, что для нас актуально, — искусственный интеллект. Сейчас создаём у себя такое отдельное подразделение, поскольку за год не нашли подходящих подрядчиков и идей.
Интересно всё, что связано с BIM-моделями и с 3D в принципе: это может быть не проектирование, а просто формирование модели. Сейчас отечественных 3D-движков хороших нет, только западные.
С точки зрения "железных" решений — роботы. Мы понимаем, что за этим будущее. То, что связано именно с мониторингом. Когда что-то, что вместо человека круглосуточно, пускай медленно, но ходит, что-то снимает, лазером сканирует и т. д.
И уже из области мечты, наверное, — это роботы по строительным работам. Уже есть роботизированная кирпичная кладка, но нам она не подходит. Есть 3D-строительство зданий — оно тоже не подходит для многоквартирных домов: по габаритам, по технологии. Вот роботы-штукатуры подходят, но при этом мы не нашли именно в автономном варианте.
Это основные направления, которые мы бы смотрели. И они очень коррелируют с основными трендами на рынке цифровых решений. Как только вещь становится востребованной у большей части потенциальных пользователей, это становится трендом. Потом оставшаяся целевая аудитория может захотеть этот продукт, потому что он есть у других.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.