Сегодня каждый жилой комплекс в Петербурге и Ленобласти, по замыслу застройщика, должен выделяться не только индивидуальным архитектурным проектом, но и набором уникальных опций. Это позволяет привлечь клиентов и несколько повысить цену продаж.
Индивидуальные особенности проекта — способ конкурировать на рынке строящегося жилья. По данным участников рынка, фишки способны повысить спрос на 15–20% и цены на 10–15%.
"Качественное жильё не может стоить дёшево — эта мантра наконец начала доходить до сознания потребителя", — заявляет Всеволод Глазунов, директор по маркетингу и продукту Legenda Intelligent Development.
Андрей Березин, председатель правления ИК "Евроинвест", поясняет: "Конечно, такого рода объекты мы продаём по цене чуть выше рынка. Но тем самым формируется однородная среда: проекты выбирают люди с общими интересами".
Марина Агеева, директор по маркетингу ГК "Красная стрела", убеждена: спрос и скорость продаж обеспечиваются локацией самого ЖК и квартирографией.
"Конечно, покупатели обращают внимание на отличительные черты: панорамное остекление, интересную архитектуру, высокий процент озеленения прилегающих к жилому комплексу территорий, но это не является ключевым фактором при принятии решения о покупке", — говорит она.
При этом Всеволод Глазунов подчёркивает: фишки не должны быть бесполезными и бессмысленными.
"Любые фишки оправданны, только если они становятся частью общей концепции проекта", — утверждает Михаил Гущин, директор по маркетингу группы RBI (входят RBI и "Северный город").
Грани стираются
По мнению Всеволода Глазунова, всё зависит от того, что девелоперы (и с их подачи — покупатели) считают фишками.
"В нашем понимании — это современные продуктовые, сервисные или технологические решения, дающие покупателю дополнительную ценность. Тот, кто до сих пор называет фишками закрытый двор без машин, IP–домофон или разноцветный фасад, скорее всего, лукавит. Без этих составляющих проект автоматически попадает в разряд морально устаревшего жилья и неконкурентоспособен", — утверждает он.
Таким образом опции, которые прежде считались фишками, стали обыденностью. Это подземные паркинги, множество вариантов планировок, террасы, камины, системы умного дома, собственные набережные, велодорожки, общественное пространство во дворе, сауны и др.
"То, что раньше считалось особенностями, сейчас переходит в формат необходимого и естественного. Так, застройщики понимают, что благоустройство — одна из важнейших потребительских характеристик ЖК, за которую люди готовы доплатить", — резюмирует Наталья Кукушкина, главный специалист по маркетингу группы "ЦДС".
Индивидуальный формат
Современные фишки отличаются от вчерашних. Так, компания "Красная стрела" представила на рынке ЖК "Аист" с необычной архитектурой. "Архитектурное решение ЖК “Аист” тяготеет к современному стилю биотек (или бионике): форма главного корпуса имеет плавный изгиб, делая здание похожим на расправленное в полёте крыло аиста. Этот образ подчёркивается отделкой фасада, расцветкой, напоминающей оперение птиц", — рассказывает Марина Агеева.
Группа "ЦДС" для модного сегодня здорового образа жизни оборудует в домах фитнес–лестницы для пошаговой программы тренировок. А в проектах ЦДС "Полюстрово" и "Елизаровский" установлены траверсные скалодромы.
Компания "Северный город" придумала в проекте Ultra City фруктовый сад и "космические" детские площадки. "Мы создали особое пространство двора в соответствии с достижениями ландшафтного дизайна и урбанистики. Этот двор — общественное пространство, где есть фруктовый сад, деревянные настилы для йоги, рампа для скейтеров, велопарковки", — поясняет Михаил Гущин.
Во второй очереди проекта в пространстве двора будет сцена с амфитеатром, зона для выставок под открытым небом и огород. Формирование фруктового сада продолжится.
Компания Legenda в проекте "Legenda Героев" организовала "городской огород" — не считая променада и прочих элементов благоустройства.
"Это не просто оригинальное оформление зоны двора, это — интерактивная и функциональная зона, которой будут пользоваться жители дома, которая ещё более подчеркнёт тезис, что для жителя понятие “моё” не ограничивается квартирой", — уточняет Всеволод Глазунов.
Компания "Евроинвест девелопмент" подошла к фишкам с другой стороны: в новостройках "ID Мурино", "ID Кудрово" запланированы коворкинги или клубные помещения — iD Club, предназначенные для общения с соседями. Клубы можно рассматривать как альтернативу кафе или офису, поясняет Андрей Березин.
Есть задуманные, но ещё не реализованные фишки — кинотеатр под открытым небом в "Янила Драйв", бальнеологический курорт в Gatchina Gardens или контактный зоопарк в клубном посёлке "Репинское". Есть проект для вегетарианцев — Veda Village, где потенциальных покупателей отбирают на собеседовании.
Главное — однородность среды
Фишки становятся инструментом рынка. Очевидно, они будут совершенствоваться, будут придуманы новые, соответствующие очередному этапу развития рынка недвижимости.
"Пандемия изменила сознание потребителя, и теперь покупатели активнее интересуются наличием террас, просторных балконов и лоджий, мест хранения негабаритных вещей, предлагаемым сервисом внутри жилого комплекса", — говорит Марина Агеева.
Уже появившиеся коворкинги и клубы по интересам, по словам Натальи Кукушкиной, набирают популярность.
"Это комьюнити–центры, где жители смогут собираться, чтобы отпраздновать детский день рождения, провести обмен растениями или собрание. Мы проектируем их на первых этажах перспективных проектов и через пару лет сможем увидеть, как это заживёт", — рассказывает она.
Вместе с тем главная цель концепции любого ЖК (если она есть, разумеется) — создание однородной среды — остаётся.
"Важно, что речь идёт не про разрозненный набор фишек, а про особую среду обитания, которую они в целом создают и которую выбирают люди", — заключает Михаил Гущин.