Проблема поколений: мобильные операторы ищут выход из стагнации

Автор фото: Тихонов Михаил
Вызовы, стоя­щие перед мо­бильными опе­раторами, за год прак­тически не измени­лись — по-прежнему нет прироста абонент­ской базы, eSIM этой проблемы не решит, а на быстрое внедрение 5G не стоит надеяться. Добавилась пандемия, но мнение, что "большая четвёрка" сильно выиграла за счёт самоизоля­ции, цифрами не подтверждается. Отрасль давно стагнирует, поэтому компании бросают силы на разви­тие новых услуг — например, в сфе­ре больших данных.

Битва за 5G продолжается

У мобильных операторов дела идут ни шатко ни валко. Заметных подви­жек в переговорах с государством по 5G не случилось. Наиболее удобны­ми для мобильного интернета в ми­ре считаются 3,4–3,8 ГГц, однако на­ши силовые ведомства отказываются "выселяться" с этих частот.
Пока что операторам предложе­но работать на частотах 4,8–4,99 ГГц. Этот вариант менее предпочтителен, на рынке мало подходящего обору­дования (диапазон 4,8–4,99 рассма­тривают только Япония и Китай, но лишь в качестве запасного). Моделей гаджетов, которые способны под­держивать 5G в этих частотах, тоже практически нет. В международной ассоциации GSM (GSMA) тем време­нем подсчитали, что строительство 5G в «неудобном» диапазоне может обойтись на 84% дороже. Последняя редакция дорожной карты развития 5G в России предполагает расходы на уровне 208 млрд рублей.
Пока широкого проникновения но­вого стандарта можно ждать лет че­рез пять. Но на всякий случай опе­раторы строят вышки 5G–ready, что­бы быстро развернуть технологию. В итоге, как считают эксперты, на первом этапе она будет доступна для корпоративных клиентов и автоматических устройств. Так, МТС получили лицензию для развёрты­вания сетей на частотах 24,25–24,65 ГГц. Этот диапазон обладает малым радиусом действия, но большой про­пускной способностью и актуален для передачи "тяжёлых" файлов.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Вместе с тем операторам интерес­но доказать эффективность и удоб­ство технологии, поэтому в Петер­бурге в разное время было развёр­нуто несколько тестовых зон и "ла­бораторий 5G". Коммерческий по­тенциал есть и в потребсегменте. Например, частая проблема "облач­ного" и VR–гейминга — нестабиль­ное соединение, и 5G её решает.

Офлайн сокращается

Зато режим дистанта помог ускорить внедре­ние технологии eSIM (виртуальные сим–карты). Ряду операто­ров разрешили исполь­зовать их тестово, не­которые предоставляют услугу по удалённому подключению. Одно­временно с этим Минкомсвязи уже подготовило законопроект, который полностью легализует дистанцион­ное подключение абонентов.
Всё это ставит под вопрос необхо­димость держать офлайн–точки про­даж. Эксперты предполагают, что со­кратится до четверти салонов. И де­ло не только в пандемии. Если рань­ше клиенты приходили за сервисом в салон, то сейчас практически всё обслуживание может осуществлять­ся онлайн. Смартфоны и другие гад­жеты потребитель активно покупа­ет онлайн, расходы на операторские точки теряют целесообразность.
"Весной выросла нагрузка на сеть, упал трафик в салонах связи, но по­летели онлайн–продажи. Пришлось на ходу перестраивать многие про­цессы и быстро реагировать на изме­нения", — рассказал "ДП" директор макрорегиона "Северо–Запад" Tele2 Сергей Тимошин.
Согласно исследованию GfK, уже в 2019 году 40% петербуржцев покупа­ли технику через интернет. В 2020 го­ду исследований не было, но, по дан­ным IDC, весь карантин российский рынок смартфонов держался именно за счёт онлайн–продаж.

Неоператорские услуги

Сейчас в России на 147 млн жителей 260 млн мобильных подключений. Несмотря на ежегодные сообщения об оттоке абонентской базы в 30–40%, число подключений сохраняется на том же уровне. Как объясняет ген­директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин, этот отток "дутый". В погоне за хорошими показателями операторы под­ключают от 80 тыс. до 100 тыс. або­нентов в год. Но, заказав новую сим­ку, российский абонент выкидыва­ет старую либо же новой пользует­ся только до окончания промоакции. Этот замкнутый круг и формиру­ет мнимый отток. Он же и обнажа­ет основную проблему перед опера­торами: подключать больше некого. Рынок стагнирует, сильно подни­мать цены нельзя из–за конкурен­ции, а других драйверов роста по­ка нет. "Так начинаются различные танцы с бубнами по поводу допус­луг, платформ для кино и сериалов и так далее. Этот поиск Грааля — су­перприложения, суперуслуги, кото­рая бы решила все проблемы, — про­должается уже много лет", — отмеча­ет Юрий Брюквин.
В Tele2, наоборот, считают, что сто­ронние услуги способствуют росту. "Пару лет назад компания смени­ла стратегию, отказавшись от мо­дели дискаунтера. Теперь мы запу­скаем уникальные услуги или оп­ции, строим цифровую экосистему вокруг абонента", — говорит Сергей Тимошин.
Одним из новых направлений ро­ста становятся и технологичные b2b–решения. В этом году "большая чет­вёрка" продвигала IT–услуги, востре­бованные во время пандемии: ана­литика больших данных, облачные сервисы, решения для инфобезопас­ности и др. "В продуктовой линейке “Мегафона” появились новые серви­сы для удалённого доступа сотруд­ников к корпоративным ресурсам: VDI и RDS. Для удобства удалёнки мы ввели спецтарифы для модемов и роутеров без ограничения скоро­сти", — сообщили в компании.
Правда, эксперты полагают, что такие услуги актуальны только для малого и среднего бизнеса — в круп­ных компаниях есть свои IT–отделы и "телеком–дочки".
Но мы и без пандемии работали на сложном, конкурентном и быстро меняющемся рынке. При этом несколько лет подряд нам удавалось в таких обстоятельствах расти быстрее рынка.
Сергей Тимошин
директор макрорегиона "Северо–Запад", Tele2
"Мегафон" объединяет различные направления рынка ИТ и телеком-муникаций. Согласно бизнес–стратегии 2017–2020 годов, компания трансформировалась из традиционного телеком–игрока в технологическую компанию интегрированных цифровых коммуникаций.
Алексей Титов
директор по региональному развитию, "Мегафон"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .