Вызовы, стоящие перед мобильными операторами, за год практически не изменились — по-прежнему нет прироста абонентской базы, eSIM этой проблемы не решит, а на быстрое внедрение 5G не стоит надеяться. Добавилась пандемия, но мнение, что "большая четвёрка" сильно выиграла за счёт самоизоляции, цифрами не подтверждается. Отрасль давно стагнирует, поэтому компании бросают силы на развитие новых услуг — например, в сфере больших данных.
Битва за 5G продолжается
У мобильных операторов дела идут ни шатко ни валко. Заметных подвижек в переговорах с государством по 5G не случилось. Наиболее удобными для мобильного интернета в мире считаются 3,4–3,8 ГГц, однако наши силовые ведомства отказываются "выселяться" с этих частот.
Пока что операторам предложено работать на частотах 4,8–4,99 ГГц. Этот вариант менее предпочтителен, на рынке мало подходящего оборудования (диапазон 4,8–4,99 рассматривают только Япония и Китай, но лишь в качестве запасного). Моделей гаджетов, которые способны поддерживать 5G в этих частотах, тоже практически нет. В международной ассоциации GSM (GSMA) тем временем подсчитали, что строительство 5G в «неудобном» диапазоне может обойтись на 84% дороже. Последняя редакция дорожной карты развития 5G в России предполагает расходы на уровне 208 млрд рублей.
Пока широкого проникновения нового стандарта можно ждать лет через пять. Но на всякий случай операторы строят вышки 5G–ready, чтобы быстро развернуть технологию. В итоге, как считают эксперты, на первом этапе она будет доступна для корпоративных клиентов и автоматических устройств. Так, МТС получили лицензию для развёртывания сетей на частотах 24,25–24,65 ГГц. Этот диапазон обладает малым радиусом действия, но большой пропускной способностью и актуален для передачи "тяжёлых" файлов.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Вместе с тем операторам интересно доказать эффективность и удобство технологии, поэтому в Петербурге в разное время было развёрнуто несколько тестовых зон и "лабораторий 5G". Коммерческий потенциал есть и в потребсегменте. Например, частая проблема "облачного" и VR–гейминга — нестабильное соединение, и 5G её решает.
Офлайн сокращается
Зато режим дистанта помог ускорить внедрение технологии eSIM (виртуальные сим–карты). Ряду операторов разрешили использовать их тестово, некоторые предоставляют услугу по удалённому подключению. Одновременно с этим Минкомсвязи уже подготовило законопроект, который полностью легализует дистанционное подключение абонентов.
Всё это ставит под вопрос необходимость держать офлайн–точки продаж. Эксперты предполагают, что сократится до четверти салонов. И дело не только в пандемии. Если раньше клиенты приходили за сервисом в салон, то сейчас практически всё обслуживание может осуществляться онлайн. Смартфоны и другие гаджеты потребитель активно покупает онлайн, расходы на операторские точки теряют целесообразность.
"Весной выросла нагрузка на сеть, упал трафик в салонах связи, но полетели онлайн–продажи. Пришлось на ходу перестраивать многие процессы и быстро реагировать на изменения", — рассказал "ДП" директор макрорегиона "Северо–Запад" Tele2 Сергей Тимошин.
Согласно исследованию GfK, уже в 2019 году 40% петербуржцев покупали технику через интернет. В 2020 году исследований не было, но, по данным IDC, весь карантин российский рынок смартфонов держался именно за счёт онлайн–продаж.
Неоператорские услуги
Сейчас в России на 147 млн жителей 260 млн мобильных подключений. Несмотря на ежегодные сообщения об оттоке абонентской базы в 30–40%, число подключений сохраняется на том же уровне. Как объясняет гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин, этот отток "дутый". В погоне за хорошими показателями операторы подключают от 80 тыс. до 100 тыс. абонентов в год. Но, заказав новую симку, российский абонент выкидывает старую либо же новой пользуется только до окончания промоакции. Этот замкнутый круг и формирует мнимый отток. Он же и обнажает основную проблему перед операторами: подключать больше некого. Рынок стагнирует, сильно поднимать цены нельзя из–за конкуренции, а других драйверов роста пока нет. "Так начинаются различные танцы с бубнами по поводу допуслуг, платформ для кино и сериалов и так далее. Этот поиск Грааля — суперприложения, суперуслуги, которая бы решила все проблемы, — продолжается уже много лет", — отмечает Юрий Брюквин.
В Tele2, наоборот, считают, что сторонние услуги способствуют росту. "Пару лет назад компания сменила стратегию, отказавшись от модели дискаунтера. Теперь мы запускаем уникальные услуги или опции, строим цифровую экосистему вокруг абонента", — говорит Сергей Тимошин.
Одним из новых направлений роста становятся и технологичные b2b–решения. В этом году "большая четвёрка" продвигала IT–услуги, востребованные во время пандемии: аналитика больших данных, облачные сервисы, решения для инфобезопасности и др. "В продуктовой линейке “Мегафона” появились новые сервисы для удалённого доступа сотрудников к корпоративным ресурсам: VDI и RDS. Для удобства удалёнки мы ввели спецтарифы для модемов и роутеров без ограничения скорости", — сообщили в компании.
Правда, эксперты полагают, что такие услуги актуальны только для малого и среднего бизнеса — в крупных компаниях есть свои IT–отделы и "телеком–дочки".
“
Но мы и без пандемии работали на сложном, конкурентном и быстро меняющемся рынке. При этом несколько лет подряд нам удавалось в таких обстоятельствах расти быстрее рынка.
Сергей Тимошин
директор макрорегиона "Северо–Запад", Tele2
“
"Мегафон" объединяет различные направления рынка ИТ и телеком-муникаций. Согласно бизнес–стратегии 2017–2020 годов, компания трансформировалась из традиционного телеком–игрока в технологическую компанию интегрированных цифровых коммуникаций.
Алексей Титов
директор по региональному развитию, "Мегафон"
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.