Пандемический гамбит: COVID-19 стал непрерывным вызовом для фармрынка Петербурга

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей
Весь 2020 год стал непрерывной цепью вызовов для фармацев­тической отрасли. То корона­вирус, то маркировка, то рост цен на сырьё и готовые препараты.

Нужно запомнить

Прежде всего, конечно, пандемия. Для фармацевтических компа­ний она имела сразу несколько по­следствий. На общем фоне ослабле­ния рубля, роста цен на оборудо­вание и сырьё и, как следствие, се­бестоимости продукции влияние на фарминдустрию было негатив­ным, отмечает генеральный дирек­тор компании "Вертекс" Георгий Побелянский. "Но это одна из немно­гих отраслей, которая не прекраща­ла работу во время карантина. Это большой плюс. Также значительно вырос спрос на лекарства. Благода­ря ему у российских фармпроизводителей повысились продажи", — тут же оговаривается он.
Весной нынешнего года произво­дители сырья в Китае простаивали. Соответственно, произошёл рост цен на него. Директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" Николай Беспалов подчёрки­вает, что российский фармрынок ис­пытывал на себе влияние ещё и де вальвации рубля. "Произошедший из-за этого рост цен на лекарства в условиях общего падения дохо­дов довольно серьёзно ограничивал спрос. Были запущены классиче­ские процессы экономии, в числе ко­торых отказ от препаратов не первой необходимости, импортозамещение, наконец, покупка потребителями "экономичных упаковок" с большим количеством разовых доз", — добавляет Беспалов.
Всё это сказалось и на объёмах фармрынка. В "АРЭНСИ Фарма" со­общают, что по итогам трёх кварта­лов 2020 года в России в целом объём рынка вырос, по предварительной оценке, на 12,5%. Это намного больше, чем в последние несколько лет. "Но, если разобраться в деталях, из этих 12,5% порядка 8,2% — это вклад ин­фляционного фактора. Натураль­ный спрос тоже рос, но в основном за счёт нескольких волн ажиотажа, и речь шла об относительно неболь­шом количестве препаратов", — рассуждает Беспалов.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
В DSM Group склонны к более скром­ным оценкам. Генеральный дирек­тор DSM Group Сергей Шуляк счита­ет, что рост рынка по итогам 9 меся­цев нынешнего года составит поряд­ка 10% в стоимостном выражении. А вот количественно динамика отри­цательная (–2%). "Основными факто­рами роста являются переключение потребителя на большую упаковку, снижение спроса на дешёвые препа­раты, меньше всего влияние оказы­вает инфляция", — говорит Шуляк.
На аптечном рынке петербург­ские фармкомпании показывают высокую динамику. Согласно дан­ным DSM Group, по итогам января–сентября 2020 года продажи препара­тов от "Вертекс" в аптеках выросли на 50% относительно того же периода в 2019-м. Таким образом, среди топ-100 российских фармпроизводителей по объёму продаж компания за­нимает 4-е место. ООО "Гротекс" (за­вод Solopharm) увеличил аптечные продажи на 85,6% и сейчас занима­ет 2-е место.

Надо перемаркировывать

С 1 июля 2020 года маркировка ле­карств стала обязательной. Это важ­ное событие для всей отрасли. Ана­литики отмечают, что рост цен на 8,2% по итогам трёх кварталов во многом связан именно с этим нововведением. В этом году лекар­ственные препараты заняли 2-е ме­сто по росту цен среди непродоволь­ственных товаров. Быстрее дорожа­ли только табачные изделия, при­чём тоже во многом благодаря мар­кировке — там процесс стартовал годом ранее.
"Маркировка имела и другие по­следствия, — говорит Николай Бес­палов. — После запуска системы она элементарно не справилась с объёмом операций, и по всей стране на­чали возникать ситуации, при которых товар в аптеки был завезён, но последние не могли его прода­вать, так как система маркировки не присылала подтверждение". Од­ним из последствий этого может стать дефектура. Сергей Шуляк от­мечает, что сейчас в среднем представленность препаратов на рыке не уменьшилась, но уже можно составить список лекарственных средств, которые сложно или невоз­можно найти в аптеках. В итоге в ноябре правительством страны срочно был введён упрощённый порядок ра­боты системы маркировки, который рассчитан на несколько месяцев.
Георгий Побелянский добавля­ет, что из-за сбоев в работе марки­ровка негативно отразилась на всех участниках рынка и на пациентах. Для фармпроизводителей это огром­ная нагрузка. Например, "Вертекс" на реализацию проекта потратил около 400 млн рублей. Кроме того, при плане производства с 2021 года 150 млн упаковок в год компания бу­дет платить 90 млн рублей за коды: 60 копеек с НДС за пачку. "Это колос­сальные затраты, которые могли бы пойти на новое оборудование, соци­альную поддержку сотрудников и пр. Но факт уже состоялся. Так что сей­час самое главное — стабильная опе­ративная работа системы. Поэтому переход на упрощённый уведомительный режим — вынужденный, но нужный компромисс", — резю­мирует Побелянский.
У любых событий бывают и хорошие, и плохие стороны. Коронави­рус, с одной стороны, проверил фар­мацевтический рынок на прочность, а с другой стороны, ускорил приня­тие закона о дистанционной торгов­ле лекарствами, что сформировало новые тренды в продажах. По данным DSM Group, онлайн-сегмент (за­каз и выдача в аптеке плюс достав­ка) сейчас оценивается на уровне 6–7% от общего объёма рынка. Экс­перты пророчат наращивание онлайн-продаж и появление новых интернет-аптек и сервисов достав­ки уже в следующем году.
"Изменение потребительских предпочтений, ажиотажный спрос, новые тренды в аптечных про­дажах — это всё малая часть то­го, что делает подведение итогов в 2020 году сложным, но уникаль­ным", — отмечает Сергей Шуляк.
Кардиология, трансплантология, онкология, неврология и эндокринология — основные терапевтические области применения производимых на заводе препаратов.
Леонид Шаповал
генеральный директор, "Новартис Нева"
Меня однажды спросили, от чего я больше всего получаю удовольствие на работе? И я понял: не от результата. Я чувствую драйв от движения вперёд.
Пётр Родионов
генеральный директор, "Герофарм"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .