Подготовка к объединению: зачем Петербургу и Ленобласти общие электротарифы

Автор фото: Тихонов Михаил
Линия электропередачи

Федеральные власти предложили уравнять тарифы на передачу электроэнергии в Петербурге и Ленобласти. Однако маловероятно, что эту инициативу реализуют уже в 2021 году.

В начале ноября СМИ сообщили о предложении вице–премьера Юрия Борисова установить единые тарифы на электропередачу в 10 смежных регионах. Цель — повысить инвестиционную привлекательность субъектов федерации с низким уровнем экономического развития за счёт снижения стоимости электроэнергии.
В число пар, где предложено уравнять цены на передачу, попали Петербург и Ленинградская область. Утверждается, что в случае объединения тарифы на передачу в Петербурге вырастут на 2%, а в области снизятся на 6%. На высоком уровне напряжения, востребованном крупными промышленными потребителями, в области цены снизятся сразу на 20%.

Такие разные

Платежи потребителей за электроэнергию распределяются между несколькими игроками энергорынка. Сетевым энергокомпаниям достаётся значительная часть этого платежа. В Петербурге они получают около 46% от всего средневзвешенного энерготарифа для населения и приравненных к нему категорий потребителей и 51% для остальных. В Ленобласти на услуги по передаче приходится около 60% энергоплатежа юрлиц и до 30% физлиц.
Сами тарифы на передачу в городе и области отличаются. Как сообщили в компании "Россети Ленэнерго", в Петербурге в среднем они ниже, чем в соседнем субъекте, на 10%. Однако это относится не ко всем категориям потребителей. "Для населения в городе тарифы в среднем выше, чем в области, на 6%. Для прочих потребителей отклонение по отдельным ставкам составляет от 3 до 38%", — уточнили в компании.
Различия в стоимости услуг передачи объясняются несколькими факторами. "Региональные тарифные котлы считаются с учётом, что в субъектах с большим объёмом сетей среднего и низкого напряжения 0,4–35 кВ затраты обычно выше, а отпуск меньше, поэтому и тарифы выше. В Ленобласти больше длинных воздушных линий низкого напряжения, требующих более высоких затрат на обслуживание, много мелких подстанций и т. д.", — говорит глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов.
Структура потребителей в регионах тоже отличается. Доля населения в Ленинградской области составляет 30–32%, тогда как в Петербурге — 26–28%. Что касается прочих потребителей, то в Ленобласти почти половина — это крупная промышленность, присоединённая к сетям высокого напряжения 110 кВ, остальные (примерно 20%) подключены к сетям среднего и низкого напряжения.
В Петербурге же основную долю (около 60%) составляют непромышленные потребители, предприятия малого и среднего бизнеса, получающие электроэнергию из распределительных сетей 6–10 кВ. На крупных приходится около 13%. При этом в целом потребление в городе превышает показатель по Ленинградской области в 1,4 раза, сообщили в "Россети Ленэнерго".

Кто кому помогает?

Выходит, что если выравнять тарифы в двух регионах, то крупные потребители Ленобласти будут платить за передачу чуть меньше, чем сейчас, а средний и малый городской бизнес — чуть больше. Видимо, таким образом федеральные власти хотят предотвратить бегство крупного бизнеса в собственную генерацию, из–за чего сокращается централизованное энергопотребление, а значит, и доходы энергокомпаний.
Тарифы в Ленобласти выше также из–за того, что в регионе реализуется больше крупных инвестпроектов (строительство портов, заводов и т. д.), требующих значительных вложений в развитие сетевой инфраструктуры. "Поскольку все затраты на усиление сетей при технологическом присоединении по стандартным ставкам идут через тариф, а не плату за подключение, тариф в Ленобласти высокий", — пояснил Алексей Преснов.
Есть отдельный вопрос, усложняющий процедуру объединения тарифов. Это так называемое сглаживание. В 2011 году, чтобы не допустить резкого роста цен на электроэнергию из–за перехода на новую систему расчёта тарифов, учитывающую возврат инвестиций в развитие сетей и гарантирующую определённую норму доходности по таким вложениям, федеральные власти разрешили увеличивать тариф постепенно, "возвращая" недополученные деньги энергокомпаниям в будущем. В этом и состоит механизм сглаживания.
В Петербурге за сглаживание рассчитались, в Ленобласти, как утверждает "Ленэнерго", нет. Поэтому энергокомпания уже почти год судится с властями Ленобласти, требуя с региона 17 млрд рублей. "В случае, если по итогам судебного разбирательства будет принято положительное решение и поддержана позиция “Россети Ленэнерго”, возмещение сглаживания будет осуществляться за счёт средств бюджета Ленинградской области и не окажет влияния на потребителей Петербурга при объединении тарифов", — утверждают в "Россети Ленэнерго". Но соблазн размазать сглаживание между потребителями сразу двух регионов может возникнуть. И в этом случае городские потребители рискуют дважды заплатить за одно и то же.

Считайте как хотите

Стоит отметить, что для сетевых компаний разницы, как будут считать тарифы — по каждому региону в отдельности или вместе, — нет. "Если будет принято решение об объединении тарифных зон, это позволит выравнять условия для работы как крупных промышленных предприятий, так и субъектов малого и среднего бизнеса на территории двух регионов, исключить различия тарифных ставок в приграничных районах, унифицировать взаимодействие “Россети Ленэнерго” с абонентами", — говорят в сетевой компании.
Примерно то же утверждают и в другой крупной сетевой компании — ЛОЭСК. "Предполагается, что новая тарифная политика выравняет условия для всех игроков рынка", — говорят там. Но осторожно отмечают, что плюсы и минусы пока неочевидны, поскольку в нормативных актах не прописаны процедурные моменты.
"С точки зрения затрат для сетевой компании переход на единый тариф и регулирование в существующей модели принципиально не отличаются. Тут скорее речь о разных финансовых возможностях игроков рынка в результате проведённого регулирования в виде установления необходимой валовой выручки (НВВ) и тарифов на услуги по передаче. Какие это финансовые возможности, для кого они увеличатся, а для кого сократятся, будет понятно непосредственно при регулировании", — полагают в ЛОЭСК.

По верхам

Впрочем, похоже, что федеральные инициативы ещё не спущены на региональный уровень. В тарифных комитетах города и области "ДП" сообщили, что не связывались друг с другом по вопросу формирования единой платы.
В пресс–службах комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти и комитета по тарифам Петербурга сообщили, что пока не получали официальной информации о планах по объединению тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Работа по установлению ценовых ориентиров на следующий год идёт в стандартном режиме. "Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год ещё не утверждены ФАС России. При этом комитетом ведётся экспертная работа по определению величины НВВ, формирующей тарифы на услуги по передаче электрической энергии", — уточнили в комитете по тарифам Петербурга.
Между тем предварительная подготовка к возможному объединению всё–таки идет. "После утверждения тарифов на передачу электроэнергии на 2021 год в Петербурге и Ленобласти будут просчитаны актуальные тарифные последствия на 2021 год и последующие периоды регулирования при условии объединения тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории двух субъектов", — сообщили в пресс–службе городского комитета.
Впрочем, не исключено, что тарифные инициативы центра так и останутся лишь предложениями. С момента обнародования инициативы о выравнивании сменился куратор ТЭК в правительстве. Вице–премьер Юрий Борисов уступил это место экс–главе МинэнергоАлександру Новаку. Вряд ли он будет торопиться с проталкиванием спорных инициатив.