Рельсы в моде: инвесторы пересели на трамвай

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Трамвай как вид общественного транспорта занял золотую середину как у чиновников, так и у горожан.

В последнее время из уст чиновников и инвесторов всё чаще можно услышать о планах трассировки новой либо давно забытой трамвайной линии. Вероятно, немалую роль в реанимации имиджа трамвая сыграла и система "Чижик" в Красногвардейском районе, показавшая возможности этого транспорта. Теперь трамвай — не медленное и грохочущее по рельсам нечто, а самый удобный способ объехать пробки.
"В условиях кризиса, не очень ясных перспектив роста экономики проекты государственно–частного партнёрства (ГЧП) являются для бизнеса весьма привлекательным вложением средств с гарантированным доходом выше банковского процента. С другой стороны, похоже, и до чиновников дошла бесперспективность попыток наладить транспортное обслуживание населения автобусами, стоящими в заторах. Между автобусами и безумно дорогим метро как раз находится современный трамвай на выделенном полотне с приоритетным пропуском на регулируемых пересечениях, который в этих условиях обеспечивает сопоставимую с метро глубокого заложения скорость сообщения", — считает профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев.

Домой на трамвае

Ряд экспертов, ссылаясь в том числе и на зарубежный опыт, говорят о повышении стоимости недвижимости в случае появления рядом новых инфраструктурных проектов. Вероятно, этим руководствовалась и ГК "Арсенал Недвижимость", предложившая совместный с канадской Vision Transportation Group проект трамвая между станциями метро "Парнас" и "Девяткино".
От метро "Парнас" линию трамвая предполагалось пустить по пр. Энгельса в сторону планируемой общественно–деловой зоны рядом с ТЦ "Мега Парнас", затем через Бугры, Мурино и до будущего транспортно–пересадочного узла (ТПУ) "Девяткино". В Буграх "Арсенал Недвижимость" строит ЖК "Энфилд", транспортную доступность которого трамвай точно бы улучшил. Реализовать маршрут предлагалось к 2025 году. Региональные средства инвесторы привлекать не собирались, то есть из бюджета Ленобласти не выплачивался бы минимальный гарантированный доход. Его бизнесмены рассчитывали получить за счёт девелопмента прилегающих к трамвайной линии земельных участков. По данным "ДП", предложение "Арсенал Недвижимость" Ленобласть пока не очень устраивает.
Трамвай в рамках своего проекта на территории бывшего аэродрома Ржевка хотела бы видеть, вероятно, и "Группа ЛСР". Здесь совершенно логичным выглядит продление "Чижика" ("Группе ЛСР" принадлежит 20% концессионера проекта) до Всеволожска, разговоры о котором идут уже несколько лет, есть даже готовые трассировки.
Понятийных сложностей нет, всем этот проект кажется интересным. Однако юридически не очень понятно, как его реализовывать с точки зрения финансирования, кто и за что платит. Городу эти затраты явно не нужны, поскольку они не относятся к обслуживанию городских маршрутов, а Ленобласть как субъект федерации не может нести затраты по объекту в черте Петербурга, да и не хочет. Как взаимодействовать по этому вопросу, регионы пока решить не могут.

На перепутье субъектов

И это не первый трамвайный проект, "притормозивший" на границе двух субъектов. Стихли разговоры о маршруте от станции метро "Улица Дыбенко" до Кудрово стоимостью 5,5 млрд рублей. Мошна Петербурга должна была оплатить проектно–сметную документацию, а карман Ленобласти — выкуп земельного участка. Основные затраты на строительно–монтажные работы должны были лечь на федеральный бюджет. Концессионером в этом проекте выступило бы ГУП "Горэлектротранс", купив 11 трамваев. В итоге окончательных решений, в том числе и по трассировке, принято так и не было.
"Ленобласть всегда за реализацию любых проектов, которые позволили бы организовать дополнительное транспортное обслуживание населения параллельными автобусному видами транспорта. Это и развитие метрополитена на территории региона, и трамваи во Всеволожск, Кудрово, Янино, и так далее. Всегда лучше, когда есть выбор, на чем ехать, — говорит заместитель начальника управления по транспорту 47–го региона Михаил Присяжнюк. — Мы готовы предоставлять преференции потенциальным инвесторам, в том числе и налоговые льготы в рамках 1–го областного закона, которым четко прописано, каким критериям должны соответствовать инвесторы. Нам нужно чёткое финансово–экономическое обоснование, нужен инвестор, который правильно понимает свои коммерческие риски, потому что мы не пойдем на минимальный гарантированный доход. Нам нужен инвестор, который рассчитывает на себя, а не на бюджет Ленобласти".
По словам чиновника, сейчас есть несколько сформулированных предложений по трамвайным линиям. Также регион ведёт переговоры с ВЭБ.РФ, в том числе по реализации концепции трамвая во Всеволожск.
"Трамвай — это здорово, особенно как альтернатива автобусу. Любая конкуренция — двигатель прогресса. Как только появляется конкуренция между трамваем и автобусом, сразу транспортная услуга, предоставляемая населению, становится качественнее. Появляются цифровые сервисы, комфортабельные салоны, ценообразование стремится к меньшим значениям", — считает Присяжнюк.

Южные перспективы

Сосредоточением новых трамвайных проектов в ближайшей перспективе станет южная часть Петербурга. В 2023 году должна заработать первая очередь трамвайной сети "Славянка" (Купчино — Шушары — Славянка) до Шушар, а в 2024 году — вторая очередь, до Славянки. Всё ближе к реализации и трамвайная линия от Колпино до метро "Шушары", к которой проявляют интерес сразу несколько инвесторов, в том числе и китайская компания China Railway Construction Corporation (CRCC). Все ждут, когда Смольный объявит конкурс на определение концессионера.
Свой вклад в транспортную инфраструктуру внесут и три проекта федерального уровня: город–спутник Южный вместе с "ИТМО Хайпарк" и вторым кампусом ИТМО, будущий кластер СПбГУ между Павловском и Колпино, а также "Экспофорум". Трамвайные линии не помешали бы и в уже сложившейся застройке, например, на Большом пр. П. С. или на пр. Стачек от ул. Трефолева до пл. Стачек. Среди наиболее актуальных направлений, по мнению Андрея Горева, также Кудрово, Парнас — Девяткино, Южное полукольцо (Благодатная — Салова — будущий Ново–Смоленский мост — Дальневосточный пр.).
По мнению генерального директора ООО "Город–спутник Южный" Сергея Хромова, сам город–спутник и проект "ИТМО Хайпарк" должны быть обеспечены сразу несколькими видами общественного транспорта и способами сообщения с городом, поэтому реконструированного шестиполосного Киевского шоссе, железнодорожной ветки Гатчинского направления и автобусного сообщения будет недостаточно. "Транспортное сообщение тоже нужно диверсифицировать — нельзя замыкать корреспонденцию исключительно на личные авто или ж.–д. ветку. Южный будет собирать потоки сразу с нескольких видов общественного транспорта и распределять их через крупный транспортно–пересадочный узел", — отмечает Хромов.