Александр Лобановский Все статьи автора
25 ноября 2020, 15:58 19694

Коронакризисная распродажа: петербургский бизнес массово уходит в кэш

Фото: Коллаж: Алена Марченко, vostock-photo

Осенью в Петербурге выросло число объявлений о продаже готового бизнеса. Если во время первой волны кризиса предприниматели стремились сохранить своё дело, то теперь всё чаще готовы с ним расстаться. Но покупатели не спешат, они ждут наиболее выгодного момента.

Осенью этого года сменился состав учредителей ООО НПК "Палитра" — производителя лакокрасочной продукции из Петербурга и Ленобласти. До недавнего времени это было семейное предприятие, работавшее порядка 20 лет. Компания пережила первую волну кризиса, наладила производство обеззараживающих средств, правда, с сертификацией их в качестве антисептиков были трудности. Руководство жаловалось на снижение продаж, однако первый квартал "Палитра" завершила с прибылью. Бывший глава и совладелец компании Владимир Туркатов не стал комментировать её продажу, сославшись на личные причины.

Остаются в плюсе: склады избежали кризиса в коронавирусный год

Остаются в плюсе: склады избежали кризиса в коронавирусный год

5962
Елена Зубова

Всего в разделе "Готовый бизнес" по региону Санкт-Петербург на "Авито" более 3 тыс. объявлений. В апреле и мае это число снижалось — предпринимателям было явно не до сделок. Зато летом и осенью оно пошло в рост. В октябре объявлений о продаже бизнеса стало больше на 5%, сообщили dp.ru в "Авито".

Среди объявлений, появившихся этой осенью, есть, например, предложение купить шоколадную фабрику "Шокобокс" за 55 млн рублей. Компания существуют с 2007 года. Помимо собственных брендов, она делает сувенирный шоколад на заказ. Столкнувшись с кризисом, владелец предприятия Андрей Шарков наладил производство масок, а от шоколадного бизнеса, видимо, решил избавиться.

Ещё в мае на "Авито" появился дом на наб. Мойки, 7, принадлежащий структурам президента группы PMIЕвгения Финкельштейна. Объявление активно до сих пор, хотя цена за это время снизилась с 870 до 840 млн рублей. Сам Евгений Финкельштейн утверждает, что выставил объект на продажу ещё до пандемии.

Так отвечают многие. Например, предприниматель Игорь Водопьянов говорит, что "всегда продавал" свою часть административного здания на Манежной пл., 6, хотя объявление появилось в открытом доступе в сентябре. При этом на многие объекты покупателей ищут в закрытом режиме.

Доходит до курьёзов. На "Авито" появилось объявление о продаже киосков принадлежащей Петербургу сети "Билетёр". В Комитете имущественных отношений заявили dp.ru, что город не намерен продавать предприятие, а объявление тут же стало неактивным.

Число объектов коммерческой недвижимости, выставленных на продажу, выросло, подтверждает генеральный директор компании "Интекон"Игорь Лучков. "Многие просто пытаются прощупывать почву, ещё не приняв решения о продаже, — рассказывает он. — Нужно понимание, на каком уровне сейчас рыночная стоимость, так как процессы идут разнонаправленные: формально стоимость коммерческой недвижимости весь год росла, а с другой стороны — спрос-то упал за счёт кризисных явлений".

В этой связи число самих сделок не увеличилось. Более того, на паузу были поставлены некоторые запланированные продажи. "За этот период ряд сделок расторглось или приостановилось за счёт ситуации неопределённости и непонимания цены", — отмечает Игорь Лучков.

"Я запомню этот апрель, все как будто вымерли": петербургский бизнес в кризис

"Я запомню этот апрель, все как будто вымерли": петербургский бизнес в кризис

4874

Выросло предложение в сфере гостиничной недвижимости. "Обычно в среднем в год могло подаваться, может быть, от 3 до 5 малых отелей. Сейчас от 5 до 10 стоит в продаже. Из больших отелей мог один отель продаваться. Сейчас я знаю порядка 3–4 объектов, которые стоят в продаже", — сообщает вице-президент Российской гостиничной ассоциацииАлексей Мусакин. Но сделок практически нет. "Все понимают, что ещё полтора – два месяца, и цена может снизиться", — объясняет Алексей Мусакин.

Мало желающих и купить ресторан, говорит руководитель Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар. "Инвесторы подостыли и не хотят вкладываться в ресторанное дело", — считает он. "Конечно, желающих продать много, но я думаю, что желающих купить мало", — резюмирует эксперт.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама