Как бизнес Ленинградской области пережил "чёрный апрель"

Автор фото: Коллаж Алены Марченко, фото: vostock-photo, Сергей Ермохин

Бизнес в Ленобласти подводит итоги первого месяца жизни в условиях ограничений. Некоторые предприниматели, обнаружив новые ниши, сумели не только выжить, но и заработать на кризисе. Но это получается далеко не у всех, и даже задача перехода на удалёнку обернулась для кого-то приостановкой работы.

Апрель в Ленинградской области, как и по всей стране, начался с того, что первую неделю не работал почти никто, кроме продовольственных магазинов и предприятий непрерывного цикла. Останавливали деятельность и такие крупнейшие предприятия региона, как Выборгский судостроительный завод, табачная фабрика "Филип Моррис Ижора", шинный завод "Нокиан шина". Затем они вновь запустили производство, уже с учётом усиленных санитарных мер. На предприятиях заявили, что будут готовы оценивать потери от простоя позже.
В отличие от них, пока так и не получили шанса открыться предприятия сферы услуг и непродовольственные магазины. Анонсировалось также закрытие специализированных торговых точек по продаже алкоголя и сигарет. Но в реальности крупнейшие сети алкомаркетов "Красное и белое", "Градусы" и "Норман" продолжили работу.
"Часть предприятий, особенно те предприятия, которые экспортируют свою продукцию, в апреле работали, — рассказывает старший вице-президент, исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Ирина Панченко. — Часть сотрудников перевели на удалённую работу. Не думаю, что по этим предприятиям пандемия особенно сильно ударила. Что касается малого бизнеса, то многие быстро сориентировались и переориентировали свои предприятия на производство тех товаров, которые необходимы в условиях пандемии, — это защитные маски, перчатки, дезинфицирующие средства, обеззараживающие средства. Но торговля — цветочные магазины, непродовольственные товары, строительные товары — пострадала сильно. Естественно, пострадали предприятия общепита. Ряд предприятий по окончании кризиса не смогут возобновить свою деятельность — я имею в виду небольшие торговые точки и предприятия общественного питания".
Местные власти попытались оказать бизнесу меры поддержки. Уже 10 апреля областной ЗакС принял законы о снижении налоговой ставки по УСН, а также налога на имущество для арендодателей, снижающих ставки аренды не менее чем на 50%. Аналогичная мера в Петербурге до сих пор только лишь обсуждается. По аренде госимущества Ленобласть, как и другие регионы, ввела отсрочку, а в ряде случаев и освобождение от выплат.
Фонд поддержки предпринимательства Ленинградской области объявил о выдаче льготных микрозаймов на зарплаты и оплату аренды и коммунальных платежей. Однако по состоянию на последний день апреля в экономическом блоке областного правительства ещё не было данных о первых реально выданных микрозаймах — фонд продолжал принимать заявки.
Наконец, предпринимателям пообещали и прямые субсидии: на компенсацию затрат по лизингу и кредитам, на приобретение оборудования и даже на "неотложные нужды", под которыми подразумевается, в частности, та же самая аренда. Областные власти выделили на это 230 млн рублей и обещают добавить ещё 100 млн. Сейчас также ведётся приём заявок на получение субсидий.
Среди тех, кто в настоящий момент ведёт переговоры о снижении арендной платы в рамках областного закона, — сеть торговых комплексов "Кубус" в Гатчине. Переговоры идут трудно, признаёт юрисконсульт ООО "НЭК Гатчина" Игорь Пануев. "Некоторые малые предприятия сами читают законы как им нравится, сами пытаются отменить вообще арендную плату. Некоторые угрожают: если нет, то мы закроемся", — говорит он.
"Наши затраты пока никто не корректирует. Учитывая, что аренду не внесли в список наиболее пострадавших отраслей, нам и банки не идут навстречу по реструктуризации наших кредитных вопросов, и пока никаких скидок по поставкам коммунальных услуг мы не замечаем", — сетует Игорь Пануев.

Аренда как невезение

Dp.ru пообщался с несколькими малыми предпринимателями, работающими в Ленинградской области, на которых кризис отразился по-разному.
Сеть продовольственных магазинов "Как сыр в масле" не останавливала свою работу. "Сначала был бум — сметали гречку, консервы, а потом спрос резко упал", — рассказывает директор сети Александр Свердлин. В итоге оборот компании в апреле вырос по сравнению с апрелем прошлого года на 7%. "С учётом инфляции это ноль", — говорит директор. Если бы не кризис, рост составил бы 10–15%, считает он.
"Эпидемия потребовала определённых действий и напряжения, — продолжает Александр Свердлин. — Требование работы в масках заставило нас искать эти маски, которых не было, и никто не мог нам помочь". Моральную нагрузку, по его словам, создают бесконечные проверки. "Нормативные документы, требования, которые часто меняются, не всегда, к сожалению, до нас доводятся. И когда приходит проверка, непонятно, где брать достоверную информацию, которой руководствуется проверяющий", — сетует директор предприятия.
Предпринимательнице Наталии Тимофеевой пришлось остановить работу своего модного дома Fenix, который занимался пошивом женской одежды больших размеров. При этом апрель удалось прожить без издержек. "Я подыскивала помещение для магазина, но повезло, что я не заключила никакого договора. Со всеми, кто шил, я рассчиталась ещё до апреля. Это удачное стечение обстоятельств", — говорит Наталия Тимофеева.
С другой стороны, быстро наладить онлайн-торговлю ей не удалось. "Чтобы на дистанционную торговлю выйти, надо было приготовиться: зарегистрировать товарный знак, сделать сертификаты. И отшить не по одному платью и не по два. То есть быстро не выйдешь", — рассказывает предпринимательница. Тем не менее она рассчитывает, что ей удастся начать торговлю на Wildberries.
У НПК "Палитра", занимающейся производством красок во Всеволожском районе, оборот снизился на 50%, сообщил директор компании Владимир Туркатов. "Строители составляют порядка 10% нашего оборота. Процентов тридцать-сорок — это мелкие компании, которые оказывают услуги строителям, — отделочники и т. д. Они практически все замерли. Порядка 30% — это торговые сети. Они перешли на интернет-торговлю и берут приблизительно одну сотую от того, что брали раньше", — описывает ситуацию предприниматель.
В то же время компания открыла для себя новую нишу. "Неожиданно востребованными оказались краски, которые мы запустили в 2017 году на наносеребре "Битрилен". Они убивают бактерии и вирусы на окрашенной поверхности. Мы подумали, что, если мы "сидим" на уникальном действующем веществе, то почему бы нам не запустить производство антисептических составов. Но это оказалось не так сложно сделать, как доказать, что вещество таковым является. Мы не смогли быстро решить вопрос с сертификацией и на сегодняшний день выпускаем его как косметическое обеззараживающее средство на основе этого же вещества", — рассказывает Владимир Туркатов.
Больше всего его беспокоит на данный момент ближайшая перспектива деятельности предприятия. "Контракты кончились, новые пока не намечаются, — говорит директор компании. — Единственное время, когда мы зарабатываем, — это лето. Весной у нас должен быть пик. Его нет".
Индивидуальный предприниматель Зинаида Столяренко занималась пошивом домашнего текстиля в Киришах. Ей также удалось найти новую нишу. "Сейчас мы шьём спецодежду для больниц — медицинские халаты, хирургические костюмы, одноразовые халаты. Активно работаем с нашей Киришской больницей, с Кировской центральной районной больницей. Это основные наши заказчики, которые нас поддерживают", — говорит предпринимательница.
Слабым звеном бизнеса оказался магазин, который вынуждено простаивает в одном из торговых центров. По словам Зинаиды Столяренко, собственник снизил арендную плату, но не отменил её совсем. Сотрудникам магазина при этом удалось дать работу на основном производстве.
Проектно-строительной компании "Волховпроект" нелегко дался переход на удалёнку. "Грубо говоря, неделю-полторы работы потеряли, пока коммуникацию настроили. Соответственно, потеряли в сроках оплаты", — рассказывает директор предприятия Юрий Козинов. Его также беспокоят перспективы бизнеса. "Те заказы, которые были получены в феврале-марте, мы пока выполняем, а что будет в мае — пока непонятно", — сетует глава компании.
Юрий Козинов также возглавляет Совет предпринимателей Волховского района. По его словам, многие жалуются на взаимоотношения с банками. "Когда люди пытаются получить реструктуризацию своих кредитов, даже по программе господдержки, практически во всех банках идёт предупреждение: вы тем самым ухудшаете свою кредитную историю. Люди начинают думать — а надо им это?" — говорит глава совета.
"Конечно, предприниматели — оптимисты по жизни, и они верят в лучшее в большинстве своём. Но при этом готовятся к худшему", — считает Юрий Козинов.