Погода заела: метеоусловия снижают потребность в газе

Автор фото: Коньков Сергей

Спрос на газ сшибает не только локдаунами, но и плюсовыми температурами. Электроэнергетика готова к волне сложных дискуссий.

Третий квартал не принёс российской газовой отрасли сюрпризов — главные показатели вверх не взметнулись. По подсчётам ЦДУ ТЭК, добыча природного и попутного газа в России сократилась за 9 месяцев нынешнего года на 8,1% (до 500 млрд м3). Тома отчётности компаний с печалью свидетельствуют об убытках, падении объёмов добычи и сбыта голубого топлива.
Так, с января по сентябрь 2020 года крупнейший газодобытчик страны "Газпром" извлёк из недр 322 млрд м3 природного газа, тогда как за аналогичный промежуток времени в прошлом году эта же цифра составляла 367 млрд м3. В Ненецком АО, где тоже водится энергоноситель, "Газпром", напротив, вёл несколько более активную деятельность. Так, добыча газа в регионе увеличилась в 2020–м до 1,53 млрд м3 — против 1,47 млрд м3 годом ранее.
Доходы компании от реализации энергоносителя составили 1,7 трлн рублей — на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снизилась и рыночная капитализация газодобывающей компании — с 6 трлн до 4 трлн рублей.
"Роснефть" в январе–сентябре 2020–го обеспечила 43,6 млрд м3 — это 8,7% от всего добываемого газа в стране. За три квартала прошлого года компания добыла 46,2 млрд м3.
"Основной фактор, который может негативно повлиять на реализацию компанией газа, — невыборка газа потребителями и, как следствие, ограничения со стороны ПАО “Газпром” приёма в газотранспортную систему объёмов газа компании на величину нераспределённых объёмов. Общий спад промышленного производства в III квартале, связанный с коронавирусной инфекцией, существенно осложнил возможность распределения свободных объёмов газа", — указано в отчёте "Роснефти".
Причина кроется в снижении объёмов экспортных поставок и падении цен на мировом рынке. Отправка добытого голубого топлива из российских недр за рубеж снизилась на 12,5%. Стоимость поменялась следующим образом: если в июле 2019 года газ импортировался по цене $3620 за 1 млн БТЕ, то в июле нынешнего ковидного года — $1801 за 1 млн БТЕ. В октябре, когда стартовавший отопительный сезон начал толкать цены на газ вверх, за 1 млн БТЕ на европейском рынке просили $4890 — против $5057 в 2019–м.
Погода — значительная и полноправная участница рынка. От её прихотей зависит потребность в голубом топливе, и, соответственно, его цена.
"На большей части территории США в выходные будет тепло выше нормы, но в начале следующей недели на Среднем Западе наступит похолодание от –1 до +4°С. В целом национальный спрос на газ будет низким", — сообщается на портале компании по метеопрогнозам для энергетической отрасли Natural Gas Weather.
На момент написания материала котировки природного газа на NYMEX краснели на уровне $2660 за 1 млн БТЕ, за неделю потеряв 13%. На европейском хабе графики декабрьских фьючерсов также шли вниз. Не забываем и о локдаунах в Европе, которые немедленно срезали потребность в газе.

Завод в задержке

Существующий экономический климат располагает к замедлению бизнес–процессов. Так, "Газпром" пересмотрел оценки запуска первой очереди СПГ–комплекса в Усть–Луге.
"На данный момент проект находится на этапе проектирования. Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса намечен на 2024 год, второй очереди — на 2025–й", — указано в официальных документах компании.
Ранее запуск первой очереди комплекса планировался на IV квартал 2023–го, второй — на IV квартал 2024–го. При этом в компании оговариваются, что сроки изменены исходя из консервативного сценария и в реальности комплекс может начать работу раньше.
Напомним, что в проекте заложено возведение мощностей по ежегодной переработке 45 млрд м3 газа, производству и отгрузке 13 млн тонн СПГ, 3,6 млн тонн этана и до 1,8 млн тонн СУГ (сжиженных углеводородных газов).
Ранее завод создавался "Газпромом" совместно с Shell, однако нидерландский газодобытчик отказался от дальнейшего участия после того, как к реализации проекта привлекли "РусГазДобычу" — компанию, принадлежащую Артёму Оболенскому, которого открытые источники называют близким к Аркадию Ротенбергу.
Это создало санкционные риски для Shell, однако официальное объяснение иное: "Причина в том, что мы не верим в интегрированный проект. Когда мы обсуждали его изначальный вариант, там производство СПГ было отделено от газохимии. Это та концепция, которая, по нашему мнению, была наиболее правильной с технологической, экономической и инвестиционной точек зрения. По этой причине мы вышли из проекта — потому что не разделяем взгляд на его развитие", — пояснил СМИ глава российского подразделения Shell Седерик Кремерс.
В энергетическом мире на СПГ смотрят как на перспективный рынок. К 2027 году он вырастет минимум на 5,8%, уверены в Grand View Research.
Росстат подсчитал, что за январь–октябрь 2020–го производство СПГ в России составило 24,9 млн тонн — на 3,4% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Правительство РФ поспешило расширить список компаний, у которых есть исключительное право на экспорт СПГ. Его пополнил "Газпром газонефтепродукт холдинг". Прежнее название компании — "Газпром активы СПГ".
Её функции — реализация нефти, газового конденсата и продукции газонефтепереработки предприятий "Газпрома". Государственный список экспортёров СПГ появился в 2013 году, чтобы координировать экспортные поставки в целях устранения конкуренции между российскими компаниями на зарубежных рынках. На сегодняшний день в перечень также входят "Газпром", "Газпром экспорт", "Роснефть", "Ямал СПГ", "Арктик СПГ–1", "Арктик СПГ–2", "Арктик СПГ–3".

Что Ленобласти дёшево…

Правительство снова запустило дискуссию о переводе некоторых смежных регионов России на единый тариф за передачу электроэнергии. В письме вице–премьера Юрия Борисова президенту эта мера обосновывается необходимостью поддержки регионов с низким уровнем экономического развития. Вместо повышения энергоэффективности сетевой инфраструктуры предлагается выровнять тарифы за электроэнергию.
Таким образом, для Ленинградской области тариф после перехода на единую ставку упадёт на 6%, а в Петербурге, напротив, вырастет на 2%. Окончательное решение о совместном регулировании тарифов примут главы регионов.
"Необходимо разбираться с причинами дороговизны электроэнергии, а не пытаться перевешивать проблему с больной головы на здоровую, размазывая неэффективность отдельных энергетиков и регуляторов по соседним регионам, — уверен заместитель директора ассоциации “Сообщество потребителей энергии” Валерий Дзюбенко. — Инициатива снизит прозрачность и обоснованность тарифного регулирования. В итоге суммарный эффект для экономики и общества будет отрицательный — работающие производства пострадают, а новые не появятся. Этот вывод подтверждают уже существующие у нас примеры кросс–территориального субсидирования энергоцен".
В Смольном на момент написания материала комментариев по поводу тарифного объединения с Ленобластью не дали.