Время не для подарков: пандемию пережили только половина сувенирных лавок на Невском

Автор фото: Сергей Ермохин

Сувенирные лавки освобождают площади активнее других, но не все. Китайцы не спешат терять выгодный бизнес.

Магазины необычных вещей "Гоголь–Моголь" с 2018 года развивает федеральная сеть книжных "Читай–город". На 2020 год в планах компании было открытие в Петербурге до пяти магазинов. В конце июля заработал лишь один — в ТРЦ "Атмосфера", больше открыть ничего не удалось.
Михаил Иванцов, гендиректор сети книжных магазинов "Читай–город", отметил, что планы пришлось изменить из–за пандемии. Продажи сувениров в компании ниже ожидаемых примерно на 30%. Поэтому "Читай–город" передумал открывать "Гоголь–Моголь" в ТРК "Европолис", хотя скоро там появится книжный магазин под брендом "Буквоед" (входит в эту объединённую розничную сеть). "Сейчас трафик в магазинах существенно ниже прошлогоднего, более чем на 20%. Мы не зарабатываем в высокий сезон, что, конечно же, тревожно, хотя у нас, по предварительным оценкам, есть некий запас прочности", — добавляет он.
Руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин утверждает, что продажи сувениров упали приблизительно на 80%, так как туристического сезона не было. Из–за пандемии сувенирные магазины начали массово закрываться.
По данным экспертов, наибольшая доля сувенирных точек по состоянию на конец 2019 года приходилась на Невский проспект. Директор департамента исследований Colliers International Вероника Лежнева говорит, что если в первой половине 2020–го на Невском работало 17 сувенирных магазинов, то уже в III квартале восемь помещений стали вакантными. Например, закрытие коснулось сети "Наследие". "При этом мы не увидели изменения числа магазинов этого сегмента во время III квартала — закрытие точки на Невском, 79, было компенсировано открытием в доме № 88 магазина подарков “Чудесное рядом”", — отмечает она.
Владельцы некоторых сувенирных лавок затаились и ждут. "Например, выходцы из Китая, которые держат магазины “для своих”, не продают площади, находящиеся в собственности. Несмотря на временное отсутствие туристического потока и продаж, они не закрывают торговые точки из–за отсутствия арендной платы", — подчёркивает Валерий Трушин.