Сжирая эффект: что стоит за продлением льготной ипотеки

Автор фото: Сергей Ермохин

1 ноября закончилось действие программы льготной ипотеки под 6,5%

Но Минфин — невиданное дело! — предложил продлить эту меру до конца 2021 года. Президент Владимир Путин проявил больше сдержанности, пообещав продление только до середины будущего года (вероятно, услышав аргументы Центробанка). И 24 октября правительство подписало постановление о том, что льготная ставка будет действовать до 1 июля 2021–го.
На начало октября по этой программе было заключено 224 тыс. договоров на 631 млрд рублей. До середины 2021–го ожидается, что будет выдано ещё 600 тыс. кредитов на 1,8 трлн рублей. Очень востребованная людьми мера. Такой дешёвой ипотеки в массовом порядке люди ещё не видели. Дешёвой?
Посчитаем. 6,5% — это, получается, переплата по кредиту за 10 лет почти на 90% к взятой взаймы сумме. То есть заёмщику реально квартира обойдётся почти вдвое дороже, чем она стоит.
Средневзвешенный процент по депозитам свыше года в банке сегодня 4,15%. Настоящая льготная ставка, по логике, должна быть ниже этого процента. Почему правительство решило привязаться не к реальному проценту в банке, а установило 6,5%? Понятно, чтобы сэкономить бюджетные деньги. Ведь разницу между льготной и рыночной ставкой банку возмещает бюджет. Не хотелось властям влезать в слишком уж обременительные обязательства. А она, эта разница между 6,5% и 4,15%, для заёмщика очень велика — без малого половина суммы кредита, которую не пришлось бы платить.
Ну ладно. Дали людям хоть что–то, и то спасибо.
Но тут возникает главная ловушка льготной ипотеки: рост цен на недвижимость.
Ведь льготная ипотека заметно расширяет спрос на квартиры, а вот что происходит с их предложением?
Ввод жилья (в квадратных метрах) падал 3 года подряд — в 2016–2018–м. В 2019–м вырос (что компенсировало только падение 2018 года). А в 2020–м просто рухнул: в I квартале — на 1,3%, а во II "ковидном" квартале — на 21,2%. В III лишь отчасти восстановился.
Что же получается? Правительство разгоняет спрос на недвижимость, при этом предложение его стагнирует. Итог очевиден — инфляция. Прогнозы девелоперов говорят о росте цен на недвижимость в текущем году на 10–15%.
Власти, заявляя о продлении льготной ипотеки, даже специально оговорились: надо, мол, ускорять строительство. Но это слова. А в реальности отрасль 4 года в стагнации и буквально рухнула в этом году. С учётом сроков строительства — торможение ввода жилья на ближайшие пару лет уже запрограммировано.
А значит, цены на квартиры будут расти и сжирать весь эффект, получаемый людьми от льготной процентной ставки по ипотеке.
Почему строительство в кризисе? Потому что власти решили под видом защиты дольщиков–пайщиков провести его реформу, перевести строительство жилья на эскроу–счета. Итогом стало вымывание мелких и средних строительных организаций с рынка и установление здесь монополии/олигополии крупных организаций, имеющих прочные связи с банками. А монополия, как нас учил ещё товарищ В. Ленин, ведёт к загниванию… Строители теперь могут легче задирать цены, ведь конкурентов нет или совсем мало и с ними можно договориться.
Теперь понятно, почему всегда жадный Минфин выступил вдруг "голубем" и предложил продлить льготную ипотеку аж до конца 2021–го? Он защищает интересы крупных застройщиков. Именно они — главные бенефициары льготной ипотеки, ведь теперь можно строить меньше, а получать больше. Ещё сильно выиграли банки, которые получат бюджетные деньги на субсидирование льготного процента и ведут эскроу–счета.
А люди? Им показалось, что произошло что–то хорошее. Они с радостью пошли за льготными кредитами. Забыв, что хоть процент и снизили, но он всё равно остаётся настолько высоким, что впору говорить о кредитном рабстве и долговой кабале.