Посмертный долг: умершего бизнесмена обанкротил Сбербанк

Автор фото: Архив ДП
Иван Кара
В мае этого года Сбербанк подал в арбитраж иск о несостоятельности Ивана Кары, создателя животноводческого холдинга, с требованием на 63,1 млн рублей. К этому моменту предприниматель был полтора года как мёртв (он скончался в октябре 2018 года).
Закон прямо не ограничивает кредитора по времени подачи банкротного иска, а по закону даже смерть не освобождает гражданина от долгов. Такие банкротства, как правило, происходят в трёх случаях.
"Первый: когда наследники сами подают на банкротство. Освобождение умершего от долгов им нужно для вступления в наследство, если имеется единственное жильё, которое не отбирают при банкротстве. Второй вариант — это когда кредиторы возбуждают дело о банкротстве умершего лица. Такое происходит, когда взыскатели, к примеру, не хотят ждать, пока наследники получат наследство и расплатятся с ними. В третьем случае человек умирает в процессе банкротства, и таких случаев больше", — поясняет генеральный директор "Юридического бюро № 1" Юлия Комбарова.
Долги перед Сбербанком образовались у Ивана Кары из–за кредита в 116,9 млн рублей, полученного ООО "Агрохолдинг “Пулковский”" в 2016 году с погашением в августе 2017 года. С бизнесменом банк заключил договор поручительства. Агрохолдинг нарушил условия возврата. Сбер обратился в третейский суд, где в июне 2017 года между ними было заключено мировое соглашение. При этом договор поручительства Ивана Кары продолжил действовать.
Но мировое соглашение тоже не было исполнено. Тогда банк в декабре 2019 года добился в Смольнинском райсуде Петербурга выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда (кроме Ивана Кары в списке фигурируют и другие ответчики — ООО "Агрохолдинг “Устьволмский“", ООО "Агрохолдинг “Пулковский”", ООО "Агрохолдинг “Приозерный”", корпорация "Ангус Форвардинг Инк", ставшая в 2013 году партнёром Ивана Кары по животноводческому бизнесу, ООО "Альтаир", а также наследники Ивана Кары, четверо детей).
30 октября арбитраж признал требование Сбербанка обоснованным, включил долг в 63,1 млн рублей в реестр кредиторов, а Ивана Кару признал банкротом. Поскольку должник мёртв, процедуры реструктуризации задолженности не было и сразу началось конкурсное производство.
Доводы родных бизнесмена о том, что размер наследства превышает размер задолженности, по оценке арбитража, не препятствуют судебному процессу о несостоятельности предпринимателя. "В конкурсную массу включается абсолютно всё имущество умершего гражданина, за исключением жилого помещения, являющегося единственным пригодным для жилья наследников. Затем оно оценивается финансовым управляющим и выставляется на реализацию. Каких–либо указаний о том, какое имущество продаётся первым, а какое последним, закон не содержит. Помимо требований банка за счёт вырученных средств будут гаситься расходы по процедуре и вознаграждение финансового управляющего, нотариальные расходы, связанные с оформлением наследства, а также расходы на погребение умершего", — пояснил Владимир Журавчак, партнер юридической компании "Сотби". Завершение процедуры банкротства умершего гражданина влечёт за собой "тотальное" освобождение должника от любых обязательств перед всеми кредиторами, уточняет Владимир Журавчак.
Добавим, что процесс о несостоятельности Ивана Кары разворачивается на фоне банкротства группы компаний, связанных с бизнесменом.
Так, арбитраж по инициативе Сбербанка признал ООО "Агрохолдинг “Устьволмский”" банкротом и открыл конкурсное производство (размер реестровой задолженности — 2,7 млрд рублей). В сентябре суд признал банкротом ООО "Агрохолдинг “Приозерный”" и открыл конкурсное производство, инициатором этого процесса также был Сбербанк, его требование составляло 255 млн рублей. В ООО "Агрохолдинг “Пулковский”" пока введено наблюдение, требование Сбербанка в размере 255 млн рублей признано обоснованным и включено в реестр кредиторов. Добавим, что доли "Ангус Форвардинг Инк" и Ивана Кары в этих предприятиях находятся в залоге у Сбербанка.