Всеобщий масочный режим: угроза бизнесу или мягкая версия локдауна

Автор фото: Сергей Ермохин

Сможет ли бизнес выдержать новые ограничения, за какие варианты борьбы с распространением коронавируса выступают сами предприниматели и кто из них не выдержит всеобщий масочный режим, читайте в материале на dp.ru.

С 28 октября Роспотребнадзор ввёл так называемый всеобщий масочный режим на всей территории России. Россиянам рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты в местах массового скопления людей.
Помимо этого надзорное ведомство предлагает запретить работу общепита и развлекательных заведений в ночное время. Таким образом, опыт Петербурга, где подобные ограничения анонсировали ещё на прошлой неделе, распространился на всю страну.
"ДП" опросил предпринимателей и аналитиков на предмет того, как рекомендации Роспотребнадзора повлияют на рынок и есть ли им альтернативы.
Предлагаемые Роспотребнадзором ограничения все же являются рекомендациями, и власти регионов вольны прислушаться или отклонить их, исходя из эпидемической ситуации.
Пока московское руководство говорит, что не готово ограничивать ночную работу баров и клубов, в Петербурге уже начались проверки соблюдения карантина.
Как уже писал "ДП", вводимый режим ставит под удар в первую очередь питейные заведения.
Рестораторы подчеркивают, что работа на доставку, которая широко тиражировалась в первую волну, не приносит прибыли, и, по сути, является инструментом для сплочения персонала в период потрясений. Однако у баров и ночных клубов нет даже такой возможности.
"Не сомневаюсь в том, что множество сумевших выжить весной–летом заведений в ближайшие полгода будут вынуждены закрыться с серьёзными убытками", — считает владелец бара "Ясли" Александр Зарайский.
Ограничения также способны нанести удар по туризму и кинотеатрам, которые в Петербурге открылись относительно недавно и ещё не оправились от убытков первой волны.
"Просто люди будут ограничивать поездки и посещение развлекательных мероприятий из-за опасений заразиться коронавирусом либо из-за неудобств, которые людям доставляет длительное пребывание в масках. Но так как полного закрытия бизнеса не ожидается, значит, и потери будут не такими чувствительными, как весной", — констатирует замруководителя информационно-аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова.
Предприниматели, которых ограничения касаются напрямую, ожидаемо выступают против жёсткого карантина, задавая риторический вопрос: "Чем бар опаснее вагона метро?"
"Методы этой борьбы (с коронавирусом — Ред.) должны быть разумными и понятными, а не сводиться к зачастую бессмысленным и однобоким запретам, лишающим многих шанса на выживание. При этом, если федеральные власти, вводя весенние ограничения, постарались хоть как-то смягчить удар, предусмотрев пакет компенсационных мер, то правительство Санкт-Петербурга считает возможным просто закрывать заведения и лишать людей работы, не давая ничего взамен", — добавляет Зарайский.

Альтернатива

Представители барного сегмента общепита уже заявляли, что адекватной альтернативой комендантскому часу может стать использование QR-кодов.
С помощью них посетители регистрируются на входе, если среди них оказался заболевший, всем другим приходит оповещение. Такая система действует в Москве, где ночные заведения продолжают работать.
"Работа с кодами уже показала свою эффективность, так как даёт возможность отследить перемещения лиц, которые допущены к работе в своих организациях. Нельзя сказать, что система работает совсем без сбоев, это всё-таки новый опыт для нашей страны, но это необходимо в условиях пандемии", — отмечает директор компании-разработчика ПО "Интеллектуальный Резерв" Павел Мясоедов.
По мере роста заболеваемости эту практику можно в теории распространить и на другие отрасли, требующие непосредственного контакта с клиентом: салоны красоты, парикмахерские, фитнес-центры.
"QR-коды не способны предотвратить заражение, но помогут информировать человека о том, что он находится под угрозой после посещения того или иного мероприятия (в случае, если участник вечеринки попадет в число контактировавших с заболевшим, он может вовремя сделать тест, начать лечение и изолировать себя от окружающих", — поясняет управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман.
В Петербурге технология тоже используется, но не играет ключевой роли в борьбе с распространением инфекции в местах скопления людей.
"Необходимо определиться о каком использовании QR-кодов мы говорим. Если о петербургском, то QR-коды у нас никакой альтернативой запрету не являются, поскольку запрет есть, а QR-код действует как своего рода дополнительная лицензия на работу в разрешенное время. А если о московском, где QR-коды служат для контроля посещений и возможных дальнейших отслеживания распространения инфекции и информирования потенциальных заразившихся, то издалека мне сложно говорить об эффективности, но уверен, что большинство петербургских рестораторов предпочло бы эту меру существующему запрету", — резюмирует Зарайский.

Лучше, чем локдаун

Петербургские рестораторы в целом довольно спокойно и даже с пониманием восприняли вводимые ограничения. Они обращают внимание, что нынешняя ситуация гораздо мягче весенней.
"Если раньше мы работали до последнего посетителя, то сегодня мы будем закрываться в 11. Это не плюс, но это лучше, чем не открываться вообще", — подчёркивал в разговоре с "ДП" управляющий партнёр ресторанной группы Stroganoff Group Дмитрий Гольдфарб.
"Нужно согласиться с тем, что разные ограничения (по работе общепита в ночное время, например) и введение кодов — это лучше, чем полноценный локдаун, который вряд ли любой бизнес переживёт без дополнительных потерь, — солидарен с ресторатором первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. — И практика других стран, и заявления отечественных чиновников говорят о том, что полноценного карантина, как весной, не планируется. Конечно, возможное усиление ограничительных мер в первую очередь скажется на малом и среднем бизнесе, на сфере услуг и общепите, на туризме и не продовольственном ритейле. Вряд ли кто-то из предпринимателей и компаний готов к долгому карантину, но все максимально к нему подготовились и материально, и технически, и морально".
Власти очевидно понимают, что повторный локдаун будет иметь необратимые и ещё более негативные последствия, поэтому стараются действовать менее жёстко. Однако рост заболеваемости продолжается, и у предпринимателей есть все основания готовиться к худшему.
"Не весь бизнес готов ко второй волне, но часть предпринимателей уже летом стала вносить в работу корректировки: отправлять часть сотрудников на удалёнку, тестировать новое программное обеспечение, снимать новый, более дешёвый офис. Самая большая проблема весны была именно в неожиданности карантина, летом и осенью у бизнеса было время наладить работу", — отмечает Шерман.
По оценке Мильчаковой, экономического роста можно ожидать только со второго квартала 2021 года. Эксперт полагает, что ВВП в следующем году вырастет на 2,5–4%.