В декабре банк "Открытие", за масштабной реорганизацией которого рынок внимательно следит с 2017 года, подведет итоги реализации первой трехлетней стратегии. Накануне этого события "ДП" поговорил со старшим вице-президентом, управляющим Северо-Западным филиалом банка "Открытие" Михаилом Иоффе.
Уже более полугода страна противостоит коронавирусу. Как банк "Открытие" работал весной, и насколько сильно отразились на работе меры по борьбе с эпидемией?
— Апрель–май мы отработали совершенно в новых для себя условиях. Нам приходилось принимать множество решений по изменению графика и формата работы отделений, а также взаимодействию с клиентами, оказавшихся в затруднительной ситуации из-за снижения уровня доходов. Наряду с этим, конечно, решали и практические задачи, связанные с развитием нашего стандартного бизнеса: многим клиентам из числа физических и юридических лиц было важно завершить ранее начатые проекты, реализовать важные сделки, несмотря на сложный период. Где-то приходилось непросто, так как большинство сотрудников работали удалённо или в сменном графике, но, считаю, что команда справилась с основными вызовами. Да, мы вынуждены были на время закрывать отделения, но это позволило избежать случаев массового заражения COVID-19 внутри коллектива и максимально защитить наших клиентов.
Карантинные меры, очевидно, самым серьезным образом ударили по спросу на банковские продукты на петербургском рынке банковских услуг. Насколько серьезные потери понес банк "Открытие"?
— Мы зафиксировали серьёзное снижение спроса на наши услуги в апреле и первой половине мая, затем он стал очень быстро восстанавливаться — как в сфере розничного, так и в сфере корпоративного банковского обслуживания. Поэтому просадка, конечно же, была заметной, но уже с начала июня филиал вышел на траекторию роста ключевых бизнес-показателей, с хорошей динамикой на фоне основных конкурентов.
Ваша команда пришла в "Открытие" в апреле 2018 года, а через два месяца была презентована трехлетняя стратегия банка. С какими результатами филиал подходит к завершению стратегии?
— На момент прихода в проект кредитный портфель банка "Открытие» в регионе составлял 16,1 млрд рублей, из которых 10,9 млрд рублей приходилось на розничный сегмент и 5,2 млрд рублей на корпоративный. На 1 октября текущего года мы прошли отметку в 100 млрд рублей совокупного кредитного портфеля. Причем 30 сентября оба наших сегмента по отдельности прошли отсечку в 50 млрд рублей, что нас очень порадовало.
Нам ещё предстоит отработать решающий квартал. У нас есть амбициозная цель за полный цикл стратегии показать семикратный рост кредитного портфеля. Сделаем это, если сможем увеличить свои активы ещё на 13 млрд рублей в концовке года. Это крайне амбициозно, повторюсь, но мы внутри коллектива такую планку выставили. В третьем квартале мы выросли почти на 11 млрд рублей по совокупному кредитному портфелю, поэтому шансы есть.
А с точки зрения пассивов? Доходы многих клиентов и ранее сокращались, а в этом году еще и карантин вмешался.
— На 1 октября наш совокупный ресурсный портфель достиг отметки 147,9 млрд рублей, из которых 112,8 млрд рублей относится к сегменту средств физических лиц. По этому году мы выросли на 6,3% в целом по портфелю, а за всё время работы в проекте уже на 27%.
В 2018 году ресурсы филиала в шесть раз превышали совокупный кредитный портфель. Похожая ситуация была и в банке на тот момент, особенно в рознице. Это была не просто диспропорция, а настоящий дисбаланс. Именно поэтому на трехлетний цикл была поставлена задача кратно нарастить объемы кредитования, а по пассивам сохранить пятую строчку в рейтинге крупнейших банков. На сегодняшний день пассивы филиала всего в 1,5 раза превышают совокупный кредитный портфель, что является нормой для нашего регионального рынка в целом.
Какие клиентские группы обеспечили основной прирост средств? Это массовый клиент или, возможно, клиенты сегмента Private Banking?
— Конечно, мы анализируем это. В сегменте средств физических лиц, относящихся к так называемой массовой рознице, в этом году рост составил 4,5%, в результате чего к 1 октября объём средств достиг отметки 73,7 млрд рублей. В кластере Private Banking темпы роста оказались выше, на уровне 7%, там наши пассивы выросли уже до 39,1 млрд рублей. В корпоративном сегменте ресурсный портфель поднялся до уровня 35,1 млрд рублей, увеличившись за три квартала на 10%. Для нас важно, что мы прирастаем в объёмах всё время и во всех сегментах, так как это определенный индикатор доверия клиентов к бренду и всей менеджерской команде. Пусть и в дальнейшем этот рост будет плавным, но стабильным. Если вновь говорить об объёмах, то мы вплотную подошли к отметке 150 млрд рублей совокупных пассивов филиала. До конца года попробуем пройти этот уровень.
Чаще всего люди сталкиваются с банковской розницей. Как развивается розничный бизнес "Открытия"?
— Как уже говорил ранее, наш совокупный кредитный портфель в рознице достиг отметки 50 млрд рублей. Мы вышли на уровень 3% регионального рынка, увеличив долю банка за период стратегии на 1,4 процентных пункта. Второй год подряд среди банков ТОП-10 мы показываем самые высокие темпы прироста кредитного портфеля. По объёму розничного бизнеса на данный момент мы седьмые в регионе, но понимаем, что до конца года способны занять шестую строчку рейтинга. А начинали мы свой поход в проекте с пятнадцатого места в общем списке крупнейших банков.
Программа господдержки ипотеки так повлияла?
— В банковской рознице традиционно два основных драйвера: ипотека и кредиты наличными для населения. За период стратегии мы нарастили ипотечный портфель в 4,8 раза до отметки 35,7 млрд рублей. Программа господдержки, бесспорно, оказалась крайне своевременной и эффективной мерой для стимулирования всего рынка. В этом году наша доля в общей региональной выдаче составляет порядка 6%, во многом, за счет активной работы по данному направлению. По совокупному объёму ипотечного портфеля мы поднялись уже на пятое место и в следующем году поборемся за попадание в квартет крупнейших ипотечных банков региона. При этом по объёму выдачи мы второй год подряд стабильно находимся в большой четверке. На старте же стратегии наш банк едва можно было увидеть в конце первой десятки.
А что со вторым драйвером роста банковской розницы?
— Если сравнивать динамику роста с ипотекой, то беззалоговое кредитование населения у нас развивалось ещё более значительными темпами: с апреля 2018 года мы увеличили портфель кредитов наличными в 6,6 раз до отметки 13,3 млрд рублей. По этому показателю мы уже седьмые в регионе, пройдя путь с пятнадцатого места на старте стратегии. Свою долю в объеме региональной выдачи мы оцениваем на уровне 3,5%. Намерены активно развивать это направление в дальнейшем, несмотря на высокую конкуренцию.
Есть ли у банка достижения по работе компаниями малого и среднего бизнеса? За последние три года, каких только сложностей не было в работе компаний.
— С апреля 2018 по октябрь 2020 года кредитный портфель банка субъектам малого и среднего бизнеса вырос ровно в шесть раз — до уровня 11,9 млрд рублей; пассивы увеличились на треть, впервые преодолев отметку 20 млрд рублей. Несмотря на то, что эпидемия коронавируса в первую очередь ударила по предприятиям этого сегмента, нам удалось сохранить наработанный за два с половиной года кредитный портфель, а также клиентов, многие из которых связаны с нашим банком не только кредитно-гарантийным, но транзакционным бизнесом, а именно проведением безналичных расчетов, размещением временно свободных денежных средств в депозиты, услугами эквайринга и инкассации. На развитии сегмента МСБ банк сделал стратегический акцент, вложив в 2019 году серьёзные средства в цифровизацию сервисов. Как показали события этого года — мы сделали это очень вовремя.
Помогал ли банк компаниям, оказавшимся в трудной ситуации весной–летом этого года? Что сейчас происходит в этом сегменте в целом — активность возвращается?
— Уже в конце марта банк предложил клиентам собственную программу поддержки, а затем стал одним из операторов государственных программ по выдаче кредитов малым и средним компаниям из наиболее пострадавших отраслей экономики. Что касается посткарантинного периода, то уже в июле–августе мы стали фиксировать рост спроса со стороны предпринимателей на кредитные ресурсы — как для пополнения оборотных средств, так и для реализации новых проектов. В 3 квартале совокупный объём выдачи филиалом кредитов МСБ превысил 3 млрд. рублей. Не менее амбициозные задачи у нас и в четвертом квартале.
Каковы результаты работы бизнес-блока, который отвечает за обслуживание крупных корпораций?
— Одним из ключевых достижений последних двух лет стала реорганизация корпоративно-инвестиционного блока "Открытия" в Санкт-Петербурге. В августе прошлого года наш коллектив пополнился очень сильными менеджерами. За короткое время команда КИБ филиала сумела добиться реализации сразу нескольких крупных сделок, в том числе на облигационном рынке, в результате чего мы получили опережающий рост портфеля кредитов и гарантий крупным компаниям. Если говорить о динамике показателей за период стратегии, то по состоянию на 1 октября 2020 года кредитный портфель в сегменте КИБ увеличился в 12 раз до отметки 38,3 млрд рублей; портфель гарантий вырос в 7,5 раз до уровня 20,8 млрд рублей, а ресурсная база сегмента достигала 14,2 млрд рублей, показав рост в 1,5 раза от начальной точки стратегии. Важно отметить, что в структуре кредитного портфеля КИБ доля промышленных предприятий увеличилась в 3 раза. При этом нас радует, что серьёзным драйвером роста становится проектное финансирование. Филиал в последние месяцы реализовал на Северо-Западе три значимых проекта, в том числе с одним из лидеров рынка жилой недвижимости — Группой ЦДС.
Неужели в сегменте КИБ наблюдается такая активность и спрос на кредитование?
— Конечно, весной многие сделки в сфере корпоративного кредитования были отложены. В большей степени это было связано с принципиальным отказом компаний увеличивать кредитную нагрузку в ситуации неопределенности. Бесспорно, и сами банки в складывающихся условиях ужесточали свою риск-политику. Но уже в конце августа мы почувствовали, что ранее замороженные стратегии и проекты корпоративных клиентов вернулись к активной проработке. Например, компании из сегментов производства одежды и текстиля, строительных материалов, автокомпонентов, топлива и ГСМ приступили к работе в прежнем формате и демонстрируют возрастающий спрос на кредитные ресурсы. В сегментах промышленности, которые не пострадали от эпидемии, мы и вовсе фиксируем рост как спроса, так и объёмов выдачи кредитов. Единственное, что пока изменилось в сфере обслуживания крупного бизнеса, – выросла доля заявок на кредиты, целью которых является оптимизация бизнес-процессов. Многие компании активно перестраивают свои логистические цепочки и операционные модели, оптимизируют расходы, ищут новые возможности по продвижению своей продукции. Стараемся им в этом помогать.
По вашей оценке, банк смог адаптироваться к новой роли на региональном рынке?
— Долгой адаптации к этой роли ни у меня, ни у проектной команды, поверьте, не было. И дело не только в том, что у нас за плечами определенный опыт в банковском бизнесе. Мы изначально приходили в новый для себя проект с самыми большими амбициями, понимая цели и потенциал группы "Открытие". Откровенно говоря, даже некогда было думать про адаптацию. Перед нами с первых дней встал серьёзный объём задач. Все наше время уходило исключительно на отработку необходимых мероприятий: организационных, клиентских, инфраструктурных.
Стратегия банка 2018-2020 предполагала, что мы ворвёмся на банковский рынок с обновленной концепцией своего развития и предложим не только качественный сервис, но и действительно масштабные объемы кредитования во всех абсолютно направлениях. Нужно было успевать за своей же стратегией роста. Повторюсь, у нас впереди решающий квартал. Мы хотим, чтобы финальные цифры не только подтвердили уровень наших управленческих амбиций, но и наглядно показали колоссальную работу, которую все звенья проделали за истекший период.
Но заявить в стратегии — это одно, согласитесь. Все банки стараются расти и не терять своих позиций…
— Думаю, что в основе опережающей динамики наших бизнес-показателей одновременно находятся несколько факторов. Во-первых, нам удалось в самые рекордные сроки реализовать проект по интеграции бизнеса банков, вошедших в контур финансовой группы "Открытие". Это позволило почти сразу перейти к активному наращиванию объёмов продаж объединённой сети. Во-вторых, мы вовремя сбалансировали свою работу в наиболее перспективных каналах. В 2018-2019 годах банк инвестировал значительные средства в развитие дистанционных сервисов, через которые на сегодняшний день продвигается уже до трети всего объёма розничных продуктов.
Отталкиваясь от такой возможности, мы самым настойчивым образом преобразовали сеть городских отделений. Нами были закрыты небольшие и некомфортные офисы, многие из которых даже не находились на первой линии домов. В обмен на это мы открывались в наиболее востребованных у клиентов локациях. Причём запускали в большинстве своем флагманские отделения, в структуре которых были ипотечные центры, а также модули по кредитованию и обслуживанию клиентов МСБ.
В настоящий момент наша сеть стала более компактной, но при этом гораздо более доступной и на порядок более продуктивной. В-третьих, значительно преобразился и окреп бренд обновленного "Открытия". Для клиентов немаловажно, кто является лицом банка. Свою роль в отношении к банку играет также образ его команды, стратегия, ценности и модель работы. Ну а далее уже идут такие слагаемые как искусство управления, профессионализм и потенциал менеджерской команды, её опыт и возможности. Нам приятно, что на сегодняшний день каждый 20-тый житель Петербурга является клиентом филиала.
Сегодня банк совсем иначе воспринимается не только клиентами, но и конкурентами на рынке. Какие задачи вы ставите перед собой дальше?
— Нет предела совершенству. Могу сказать определенно, что уровень своих амбиций мы стараемся прививать всему коллективу. Без этого лидером рынка быть просто невозможно. То, что мы уже достигли уровня 100 млрд рублей по кредитному портфелю и имеем все шансы до конца года выйти на 150 млрд рублей по объему пассивов — это, бесспорно, яркое и вдохновляющее событие. Но не надо забывать, что 100 или даже 150 миллиардов — это лишь первый шаг чему-то большему. Не менее важно работать с ощущением, что у тебя получается, что вся команда растёт и достигает новых высот, что ты справился и оправдал надежды руководителей банка, а также основного акционера.
СПРАВКА
Банк "Открытие" входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. "Открытие" развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. В состав группы "Открытие" входят компании, занимающие лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА ("АА-(RU)") и Эксперт РА ("ruAA-"), а также международным агентством Moody’s ("Ba2").
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Старший вице-президент, управляющий Северо-Западным филиалом банка "Открытие" Михаил Иоффе родился в 1974 году. В 1997 году окончил Петербургский государственный морской технический университет по специальности "Экономика и управление на предприятиях". В середине сентября 2007 года стал управляющим петербургским филиалом банка ВТБ24. В августе 2017 года, в рамках объединения ВТБ и ВТБ24, возглавил розничный бизнес ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленобласти. В банк "Открытие" перешёл в апреле 2018 года.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕТИ
В этом году банк «Открытие» открыл в Санкт-Петербурге современные офисы продаж на Невском проспекте, д. 68 — рядом с Аничковым мостом; на Московском проспекте, д. 220 — в здании Московского универмага; на Коломяжском проспекте, д.15, в районе станции метро Пионерская. Появилось отделение банка в Кронштадте. Отделение с улицы Ударников переехало на проспект Косыгина, д.24. Кроме того, банк переместил в другую часть занимаемого здания офис «На Бабушкина», что позволило увеличить площадь отделения в 3 раза.