00:0009 января 202600:00
1347просмотров
00:0009 января 2026
По данным Верховного суда РФ, ощутимого роста споров, связанных с недвижимостью, в 2025 году в стране в целом не произошло.
Если в первой половине 2024 года арбитражными судами страны было рассмотрено 42,3 тыс. таких дел, то за январь-июнь 2025-го— 46,7 тыс. споров, узнал "Деловой Петербург".
Иски об изъятии всего у всех
“
"В целом споры в сфере недвижимости в этом году во многом повторяли излюбленные сюжеты: оспаривание отказов госорганов во всём (в выкупе, аренде, перераспределении и т.п.), взыскание задолженности по арендной плате и неосновательного обогащения, понуждение к выполнению работ в отношении объектов культурного наследия (ОКН), признание построек самовольными и т.п.", — говорит партнёр адвокатского бюро "Качкин и партнёры" Дмитрий Некрестьянов.
По мнению старшего юриста практики недвижимости и строительства "Пепеляев Групп" в Петербурге Александры Грищенковой, наиболее резонансной темой минувшего года можно назвать дела об изъятии недвижимости в пользу государства.
"Очевидный рост наблюдается в части споров по изъятию участков и объектов — в силу заявленного старта крупных проектов. И, конечно, лейтмотивом споров по недвижимости являются иски прокуратуры об изъятии всего у всех. Причины роста этих исков также понятны", — отмечает Дмитрий Некрестьянов.
"Изъятия в пользу государства были многочисленны и разнообразны: изъятие для государственных нужд (включая крупные инфраструктурные проекты и нужды недропользователей), иски прокуратуры в связи с нарушениями закона при приватизации, а также антикоррупционные иски", — соглашается с коллегой Грищенкова.
Она обращает внимание, что важной вехой в судебной практике стало принятие Конституционным судом РФ постановления, в котором он подробно проанализировал правовые последствия незаконной приватизации земельных участков, в зависимости от категории участка, добросовестности ответчика и срока исковой давности.
Кроме того, эксперт отмечает свежее определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ, в котором он допустил восстановление срока обжалования судебных актов спустя 15 лет в целях защиты публичных интересов, что делает риск изъятия фактически бесконечным.
Управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь между тем полагает, что, исходя из субъективных ощущений и собственной практики, существенного роста или спада споров с недвижимостью не наблюдалось.
"Эффект Долиной" и золотые стандарты
Безусловно, самым громким pr-спором минувшего года стало дело певицы Ларисы Долиной. При этом, по мнению опрошенных экспертов, "эффект Долиной" не сработал в бизнесе — на сделках, связанных с недвижимостью, между юрлицами.
“
"По делу Долиной основный мотив спора является в неправильном формировании воли на сделку у продавца (обман, заблуждение, неспособность понимать свои действия — эти детали уже имеют значение только для конкретного дела), а в спорах юридических лиц бремя доказывания такого "неправильного формирования воли" перенесено на истца и, как правило, это приводит к выводу суда о том, что это не доказано", — так объясняет ситуацию партнёр адвокатского бюро "Качкин и партнёры".
По мнению представителя Legal to Business, проверка контрагента, его полномочий и чистоты титула для бизнеса давно стала "золотым стандартом". Кроме того, бизнес успешно использует различные гарантийные обязательства, в том числе заверения о гарантиях, соглашения о возмещении имущественных потерь.
Меньший резонанс, но гораздо более значительные последствия для экономики вызвал спор об изъятии активов Raven Russia с последующим быстрым выставлением их на торги, считает Дмитрий Некрестьянов.
Светалана Гузь выделяет кейс о возврате в государственную собственность одного из дворцов в Петербурге.
"Каждое подобное дело — сигнал для собственников перепроверить историю приобретения активов и произвести переоценку рисков", — подчёркивает эксперт.
В 2026 году можно ожидать роста споров, например, по кадастровой стоимости недвижимости и в связи с изъятиями земельных участков для госнужд.
“
"У бизнеса мы скорее наблюдаем рост рисков, связанных с историей того или иного актива, с точки зрения возврата в собственность государства, а также тренд на расторжение договоров и демонтаж объектов в связи с активной защитой интересов города по договорам аренды государственного имущества", — резюмирует Светлана Гузь.

