Марианна Матюшкина Все статьи автора
18 октября 2020, 14:09 449

Слишком капиталоёмкие: что мешает развитию сырного кластера в Ленобласти

Фото: ТАСС

"Молочная культура" в 2021 году откроет завод по производству мягких сыров.

В Ленинградской области реализуется проект создания сырного кластера, в который должны войти пять новых сыроваренных производств. Согласно недавним планам комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу 47–го региона, при выходе предприятий на проектную мощность к 2021 году суммарный объём производства участников кластера составит 11 тыс. т продукции в год (в прошлом году в регионе произведено 550 т сыра). Однако до выхода почти всех участников кластера на проектную мощность ещё далеко.

Нацелились на сыры. "Молочная культура" запустит производство сыров в Волосовском районе

Нацелились на сыры. "Молочная культура" запустит производство сыров в Волосовском районе

718
Светлана Афонина

Один из таких объектов должен появиться в Волосовском районе. К строительству завода по производству мягких сыров приступила компания "Молочная культура".

В посёлке Сельцо Волосовского района у компании расположено основное производство (молоко, йогурты, творог и сметана). Поэтому завод строится в качестве дополнительного блока, рассказали в ООО "Молочная культура".

Как сообщил "ДП" генеральный директор предприятия Олег Корж, соглашение о реализации проекта было подписано с заместителем председателя правительства Ленобласти Олегом Малащенко в июне 2019 года в рамках выставки "Агрорусь". Объём инвестиций составит 720 млн рублей, мощность площадки по производству мягких сыров — 4,5 тыс. т в год. Завод "Молочной культуры", по словам Олега Коржа, будет введён в эксплуатацию в июле 2021 года.

Не всё так просто

Сложности подобных проектов заключаются, как правило, в их капиталоёмкости. В компании "Лосево" (Приозерский район) с 2015 года откладывается проект по запуску сырного завода. Сейчас у "Лосево" функционирует действующий сырный цех, выпускающий 250–300 кг сыра в сутки, и расширение сырного производства в ближайшие планы компании не входит. "Реализация подобного проекта требует большого объёма инвестиций и налаженных каналов сбыта", — комментируют в пресс–службе компании.

Там добавили, что сыры с коротким сроком хранения — непростой продукт для сетевого ретейла, и потому необходимо делать ставку на сбыт в специализированных магазинах.

Меркуризация сыров. Вход сыроваров в систему электронной сертификации привел к сбоям

Меркуризация сыров. Вход сыроваров в систему электронной сертификации привел к сбоям

5558
Дарья Зайцева

Генеральный директор Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") Артём Белов говорит, что сроки окупаемости проектов в сегменте мягких сыров составляют 6–7 лет.

Эксперт отметил, что рынок мягких сыров отличается высокой конкуренцией, и напомнил, что помимо "Молочной культуры" другие производители также реализуют подобные инвестиционные проекты.

Так, по словам Марины Петровой, заместителя председателя комитета Московской торгово–промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК, в 2020 году в Белгородской области ООО "Хохланд Руссланд" запустило проект по производству мягких сыров мощностью 19 тыс. т. Московский бренд "Умалат" после модернизации запустил аналогичную линию мощностью 200 т молока–сырья в сутки.

По мнению эксперта, мощность завода "Молочной культуры" в 4,5 тыс. т не является существенной по российским меркам, поэтому компания будет занимать небольшую долю рынка.

Необходим маркетинг и брендинг

Впрочем, по мнению Артёма Белова, компания из Ленинградской области уже имеет своего потребителя, и это является конкурентным преимуществом "Молочной культуры".

"Расширение линейки за счёт мягких и творожных сыров — логичный шаг для компании. Таким брендам гораздо проще выходить на рынок с новым продуктом, чем тем, кто только начинает свою историю с нуля", — рассуждает Артём Белов.

Сможет ли бренд из 47–го региона занять свою нишу, зависит от нескольких факторов. Марина Петрова называет в их числе такие: стабильное качество, элементы инновации в продукте или упаковке, а также эффективное позиционирование и продвижение.

Эксперт отмечает, что большинство сыроваренных проектов не удаются из–за нежелания производителей инвестировать в исследование рынка и брендинг.

Марина Петрова обращает внимание, что "Молочная культура" достаточно интересно позиционирует себя на рынке. Как ранее писал "ДП", для повышения эффективности своего производства фермеры включают коровам музыку во время дойки.

Расхождения в цифрах

Любопытно, что достоверную информацию об объёме производимого в Ленинградской области сыра получить непросто. По данным "Союзмолока", в 2019 году в регионе произвели около 181,5 тыс. т, а в областном комитете по АПК заявляют, что объёмы произведённого сыра составляют 550 т.

По данным СПАРК, в 2019 году выручка "Молочной культуры" составила 705 млн рублей против 560,1 млн годом ранее. Чистая прибыль в прошлом году выросла до 8,8 млн рублей (5,8 млн — в 2018–м).

Предприятие контролируется Евгением Чернышевым (79–е место в Рейтинге миллиардеров "ДП"), которому принадлежит 49,5%, и кипрским "Декорано Холдинг Лтд" (49%).

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама