Рубинштейна без авто: коллапс для соседних улиц или победа урбанистов

Автор фото: Антон Ваганов

Закрытие движения по Рубинштейна — борьба с шумом, а не новый подход к организации общественных пространств. К этому Смольный пока не готов.

С 20 октября по выходным и праздничным дням по улице Рубинштейна будет ограничено движение автомобилей: проезд сохранят только для спецтехники, автомобилей собственников, инвалидов и машин, обслуживающих рестораны. Никакие специальные столбики для этого устанавливать не будут, ограничатся знаками 3.2 "Движение запрещено" и 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни", а контроль за их соблюдением оставят за ГИБДД. При этом в Смольном руководствовались не вопросами улучшения трафика, а борьбой с шумными компаниями.
"Решение внести изменения в существующую схему организации дорожного движения на ул. Рубинштейна принято на основании обращения ГУ МВД РФ по СПб и ЛО, в том числе для обеспечения общественного порядка", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Об ограничении движения автомобилей в будние дни речи не шло, отметили в ведомстве.
В КРТИ подчёркивают, что называть ул. Рубинштейна пешеходной не совсем корректно, потому что запрет движения вводится не постоянно и не полностью. Хотя эксперты полагают, что её уже давно логично сделать пешеходной, поскольку так она будет эффективнее с точки зрения использования пространства.
"Сквозной проезд по Рубинштейна сильно затруднён уже сейчас, в основном водители туда заезжают, чтобы припарковаться. Проехать там может не так много машин, а запарковаться — ещё меньше. А вот пешеходный поток более значимый для этого места. Использовать большую часть улицы для бесплатного хранения автомобилей по принципу “кто успел, тот и встал” и ради этого затруднять движение пешеходов — глупо. Другое дело, что делать это нужно постепенно, чтобы жители привыкли и оценили преимущества. Сейчас они настроены негативно к любым изменениям, и их можно понять", — считает транспортный инженер и эксперт комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Дмитрий Баранов.
Про плохую пропускную способность Рубинштейна говорят и сами автомобилисты, считающие, что они ничего не потеряют от того, что по выходным и праздникам улица будет пешеходной.
"По трафику она (улица. — Ред.) была не сильно загруженной, в основном использовалась как парковочное пространство. Поэтому с точки зрения передвижения и пробок ничего не произойдёт. С точки зрения парковки — нагрузка ляжет на другие улицы и дворы", — прокомментировал "ДП" руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО" Святослав Данилов.

Отобрать почти всё

Расширение пешеходного пространства в центрах городов — давно сформированная тенденция. В Петербурге для этого огромный потенциал, подходят любые улицы, где нет общественного транспорта и есть активность (магазины, кафе, офисы и т. п.), говорит Дмитрий Баранов.
"Мы должны понимать, что улица — это не дорога для машин, это прежде всего пространство общего пользования. И использовать его можно по–разному. В XX веке возникло желание приспособить улицы для машин, но это не значит, что так нужно делать всегда", — считает эксперт.
Ярким примером неэффективности транспортной системы он назвал Садовую улицу. Здесь автомобили буквально мешают сами себе, пешеходам, общественному транспорту и занимают ценное пространство практически впустую. Но совсем закрывать движение там нельзя, поскольку это достаточно значимая транспортная артерия. Там точно стоит сохранить трамваи, можно совместить их с автобусами и средствами индивидуальной мобильности.
По мнению Дмитрия Баранова, практически пешеходной уже стала Думская улица, и движение автомобилей здесь можно спокойно закрывать. Актуально это будет также на улицах Ломоносова, Итальянской, Караванной, Восстания от Невского пр. до пер. Ульяны Громовой, на участке канала Грибоедова в районе Невского пр. На Васильевском острове стоит продлить пешеходную зону на 6–7–й линиях, а на Среднем пр. оставить только общественный транспорт и велосипеды, как на Садовой. На Петроградской стороне отдать пешеходам можно Сытнинскую пл., ул. Маркина, пл. Шевченко, Храмов пер. около Князь–Владимирского собора, а южную набережную реки Карповки оставить трамваям.
"Мы ещё предлагали проект частично пешеходного Дегтярного переулка с сохранением рельсов и брусчатки. Но Дирекция транспортного строительства вероломно всё уничтожила и закатала в асфальт. Теперь там четыре полосы движения, заставленные машинами, и тротуары метр шириной", — напомнил Баранов.
Эксперт полагает, что пешеходным можно было бы сделать и Невский пр. по выходным, но не сразу. Периодически этот вопрос всплывает на повестке, но глава "СПБ.АВТО" уверен, что так делать нельзя ни в коем случае. "У нас был опыт, когда Невский закрывали по выходным дням на ремонт, и это сопровождалось огромными пробками на том же Литейном пр., потому что было не проехать. Невский является одной из транзитных артерий, и, к сожалению, дублёра ему пока что не существует", — отметил Святослав Данилов.
При этом в Европе не боятся закрывать движение на центральных магистралях. Так, например, одной из длинных пешеходных улиц в Европе и в мире выступает улица Ла Рамбла в Барселоне. В Париже пешеходам отдан квартал Монторгёй, в Неаполе — улица Сервантеса, в Мадриде для пешеходов удалось трансформировать и вовсе многополосную дорогу вдоль реки Мансанарес, проект получил название Madrid Rio.
Удачные московские образцы некогда автомобильных улиц, переделанных в пешеходные: Старый Арбат, Никольская, "артерия" Рождественка — Кузнецкий мост — Столешников пер. — Камергерский пер.
"Краснодар перекрывает свою центральную улицу для гуляний каждые выходные, Киев — Крещатик. Многие другие города делали это во время ЧМ по футболу или других мероприятий. С закрытием движения комфорт и безопасность улицы только вырастает, что привлекает дополнительных людей и, как следствие, деньги и доходы для города и малого бизнеса", — считает урбанист и специалист по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко.

Мечты сбываются

Улица Рубинштейна попадает в ту часть центра Петербурга, которая в скором времени должна войти в зону платной парковки. Но конкретных сроков её расширения пока нет. Ещё 2 года назад чиновники Смольного и думать отказывались, что на Рубинштейна можно ограничить движение транспорта, объясняя это возможным дорожным коллапсом близлежащих улиц и запаркованностью соседних дворов.
А про платные парковки лучше было и вовсе не напоминать из–за конфуза с МВД и невозможностью получить данные нарушителей.
Теперь же власти форсируют расширение зоны платной парковки и не пускают всех подряд на Рубинштейна. Так что мечта урбанистов отдать улицы во власть пешеходам может оказаться не такой несбыточной.