Прибавка от соседей: смогут ли порты Ленобласти освоить белорусский грузопоток

Автор фото: Тихонов Михаил

Портам Ленобласти обещают дополнительный поток минудобрений и нефтепродуктов. Но быстро переварить его не получится.

Ленобласть готова привлечь к себе белорусский грузопоток. Потенциально через 47–й регион могут ежегодно переваливать 6 млн тонн нефтепродуктов и 10 млн тонн удобрений и иных товаров химпроизводства. Об этом рассказал журналистам губернатор Ленобласти Александр Дрозденко во время Балтийского регионального инвестиционного форума на прошлой неделе.
По его словам, перевалкой белорусских товаров могут заняться порты Усть–Луга и Приморск. Этот и другие вопросы будет рассматривать рабочая группа, созданная из представителей правительств России и Белоруссии.
"Данная рабочая группа будет определять, в каком месте будет осуществляться перевалка, какая форма сотрудничества будет выбрана и как будет определена логистика доставки грузов. Мы понимаем, что для белорусской стороны очень важна себестоимость доставки и отгрузки товаров. Если они увидят, что с российской стороны будут созданы подходящие условия, то проект состоится", — сказал Александр Дрозденко.
Такими предварительными договорённостями завершилась недавняя поездка губернатора 47–го региона в соседнюю Белоруссию, где не стихают народные волнения после шестого по счёту избрания Александра Лукашенко на пост президента.
Разговор политиков был посвящён возможному переориентированию экспорта белорусских товаров с прибалтийских портов на российские. Этот шаг необходим Белоруссии в качестве ответных мер на санкции со стороны Евросоюза.
В ходе общения Александр Лукашенко даже заявил о планах по строительству в Ленобласти белорусского терминала. "Мы очень много говорим и работаем по перестроению логистики по поставке наших товаров. Нам надо договориться во что бы то ни стало. А вопрос один. Я думаю, это железнодорожные тарифы и перевалка в портах. Когда я встречался с президентом России, мы очень много обсуждали этот вопрос, и я ему сказал, что мы можем с ленинградцами скооперироваться и построить там свой причал, скажем так, свой порт. Он загорелся этим вопросом, и я ему даже предложил решение этого вопроса финансовое: всё, что мы сэкономим на атомной станции, которая строится за счёт кредитов Российской Федерации, — мы готовы взять кредит из сэкономленного и вложить в строительство терминала там", — заключил Александр Лукашенко.

Строительный бум

В последние два десятилетия Ленобласть обросла портовыми проектами. В той же Усть–Луге возводится терминал "Ультрамар" по перевалке минудобрений. Часть объекта уже введена в эксплуатацию в этом году, в 2021–м его мощность должна достичь 12 млн тонн в год. По соседству к 2022 году должен появиться "ЕвроХим Терминал Усть–Луга" с той же специализацией. Планируется, что его пропускная способность составит 6 млн тонн в год.
На севере Ленобласти возводится многопрофильный порт Приморский УПК, через который будут проходить как минудобрения, так и контейнеры, генеральные грузы, зерно и уголь. В 2022 году его мощность должна составить 70 млн тонн, из которых 7 млн будет приходиться на минудобрения.
Ещё в одном терминале в 47–м регионе нет острой необходимости, говорит профессор кафедры портов и грузовых терминалов Госуниверситета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов. Он считает, что переориентирование грузопотоков на Россию объяснимо с точки зрения политической воли, а не экономических перспектив.
"Намерения белорусской стороны вряд ли кардинально изменят картину грузоперевозок. Это решение не логистическое, не технологическое. Сейчас мы видим, что грузопоток мелеет, мощности во многих портах недозагружены. Вопрос, по всей видимости, лежит в другой плоскости, и большие игроки знают то, что не знаем мы. Мне представляется, что необходимости в строительстве дополнительного терминала нет", — заключил эксперт.

Вопрос в стоимости перевозки

Существующих российских терминалов достаточно, чтобы переваливать порядка 8 млн тонн белорусских нефтепродуктов в год (мазут, нафта, дизельное топливо), говорит главный редактор информационно–аналитического агентства "Портньюс" Виталий Чернов. По его словам, это могли бы осуществлять "Усть–Луга Ойл", "Портэнерго", Петербургский нефтяной терминал.
"Что касается минудобрений, то сейчас в России просто нет достаточных мощностей для их перевалки. После 2025 года, при условии, что все проекты будут реализованы, профицит хоть и ожидается, но на весь белорусский транзит его не хватит. Это с учётом того, что проект “Приморский УПК” не рассматривается с точки зрения белорусского транзита минудобрений, — говорит он. — Весь вопрос с белорусскими грузами, впрочем, упирается в стоимость железнодорожной перевозки — в Россию везти намного дольше. Получается большой крюк, поэтому и стоимость перевозки выше. Пока этот вопрос не решён".
Во многом по этой причине белорусские грузы перегружаются через порт Клайпеда в Литве, где перевалка светлых нефтепродуктов обходится в 2 раза дешевле, чем в Усть–Луге. Ценник на перевалку минудобрений в портах Прибалтики и России примерно одинаковый.
На переориентацию грузопотока требуется время, поэтому инвесторам необходимы гарантии, что их вложения в модернизацию не напрасны, а намерения Белоруссии долгосрочные.
Пока же показатели Литвы по перевалке минудобрений сравнимы с российскими. В прошлом году через терминалы Клайпеды прошло 12 млн тонн минудобрений (для примера: через Усть–Лугу перевалили 4,1 млн тонн, а в Большом порту Санкт–Петербург — 7,7 млн тонн).

Выживут не все

Впрочем, будущее некоторых заявленных проектов также остаётся под вопросом, считает гендиректор ОАО "Компания Усть–Луга" Виктория Фёдорова. По её словам, область нуждается в новых объектах, так как существующим терминалам территориально уже некуда развиваться. Пока что игрокам приходится прибегать к технологическим усовершенствованиям, чтобы увеличить нынешние мощности.
"Я всегда привожу хороший пример: угольный терминал “Ростерминалуголь”, проект которого был рассчитан на перевалку 8 млн тонн. Его владельцы не прирастили ни сантиметра к своему объекту, но сейчас перегружают 25 млн тонн за счёт технологий, более интенсивного использования оборудования, — рассказала топ–менеджер в рамках форума Transtec. — Сейчас мы уже дошли до границ порта Усть–Луга, которые были отведены постановлением правительства. Думаю, что к 2024 году в сегодняшних границах порта свободных причальных мощностей уже не будет".
Инвесторов привлекают в том числе чёткие правила игры, подкреплённые законодательной базой: им должно быть гарантировано сохранение права собственности, а в случае вложений в государственные проекты — система возврата потраченных средств.
"Сейчас очень много новых проектов, но не все выживут. Очень много политизированных проектов. У инициаторов некоторых из них есть большое желание создать терминал, но нет ни грузовой базы, ни возможностей. Одно дело заявить, а другое — вложить миллиарды, чтобы построить терминал. Это удовольствие не из дешёвых. Понятно, что выживут в первую очередь серьёзные проекты. Оставшиеся будут креативить и искать другие грузы, ведь инвестору необходимо отбить вложения. Но не думаю, что произойдут кардинальные изменения. Раньше все пугали, что Бронка станет большой конкуренцией для нас и наоборот. Не стала: грузов хватило всем. Конечно, наш грузооборот вырос в 2 раза. Но это не привело, например, к упадку порта Санкт–Петербург. Ведь какие–то грузы всё равно тяготеют к городу из–за логистической составляющей", — заключила Виктория Фёдорова.