Своевременный фильм: "Комната" Леонарда Абрахамсона

Автор фото: kinopoisk.ru
Фильм Леонарда Абрахамсона выходит на наши экраны с большим запозданием — он снят еще в 2015 году, но до сих пор официально в России не был представлен ни в кинотеатрах, ни на цифровых платформах. Картина снята по мотивам мрачной истории о похитителе и насильнике Йозефе Фритцле, который годами удерживал своих жертв в подвале (экранизация одноименного романа Эммы Донохью).
В фильме мы видим этот подвал глазами ребенка пяти лет: рожденный в неволе, он никогда не бывал снаружи. Жалкая комнатенка, в которой есть умывальник, ванная, три стула, мутное окно в потолке — это и есть для героя целый мир. В комнате есть телевизор, но дяди и тети, которые в нем появляются — это, как объясняет ему мать, выдумка, иллюзия.
…Когда несчастных наконец освобождают, испытания на этом не заканчиваются. Встреча с реальностью после стольких лет заточения оказывается травматичной: матери (Бри Ларсон) и ребенку еще долго предстоит привыкать к разнообразию. Там, например, есть поразительная сцена: после освобождения они сидят в кафе и едят все подряд — потому что "не знают, что им нравится".
Встреча со свободой, оказывается, также способна ранить. До такой степени, что ребенку временами хочется вернуться обратно в подвал.
Конечно, "Комната" сегодня смотрится как метафора тоталитарного общества, которому десятилетиями внушают, что именно так и выглядит рай — и что "лучше не придумаешь". А после выхода из Комнаты с посттоталитарным обществом происходит то же, что и с нашими героями: оно не знает, что с этой свободой делать, и временами стремится обратно, в клетку.
Еще одна важная проблема посттоталитарного человека — как напоминает нам фильм — он не знает самого себя, не знает своих желаний. Он, собственно, даже не знает, что можно чего–то желать. А встреча с разнообразием вгоняет такого человека в тоску, в депрессию. Все это нам хорошо знакомо.
Но в этом фильме есть и еще одно — уже оптимистическое — наблюдение. Вот есть человек, ребенок, который никогда прежде свободы не знал, не видел. И все равно — даже в нем, как выясняется, заложены какие–то социальные инстинкты, способность к коммуникации, сотрудничеству. Толчком к пробуждению инстинктов служат желания — простейшие. Как только человек понимает, что ему что–то нравится или, наоборот, не нравится, он тотчас же "входит в мир".
Лучшей рецензией на этот фильм являются сегодня документальные кадры из Беларуси. Смотреть новости оттуда, а затем смотреть картину Абрахамсона — или наоборот — это создает поразительный стереоэффект. Художественное и реальное органично дополняют друг друга. Все это одна история — о том, как люди выходят из Комнаты в мир. Такого, конечно, ни один автор заранее не мог предугадать. Так что, возможно, фильм этот как раз вовремя у нас вышел. В самый раз.