Производителям рыбы мешает зависимость от импорта

Автор фото: Антон Ваганов
Ленинградская область, Подпорожский район. Рыбоводческая ферма.

В хозяйствах 47-го региона выращивают радужную форель, осетра, палию, карпа и сиговых. Развитию рынка препятствует зависимость от импорта кормов и посадочного материала.

Рыбу в Ленобласти выращивают 42 компании, включая семь специализированных хозяйств по производству рыбопосадочного материала. Заниматься развитием аквакультуры в регионе выгодно благодаря расположению — близости к Петербургу — и географии — большому количеству водоемов, в том числе таких крупных, как Ладожское озеро и Финский залив. Самая популярная для выращивания рыба в хозяйствах Ленобласти — радужная форель, также хозяйства разводят осетра, палию, карпа и сиговых.
Гендиректор "Аквафермы" Антон Алексеев владеет осетровым хозяйством в деревне Тяглино Гатчинского района. По его словам, основной потребитель продукции — рестораны и кафе Петербурга. "Нашу рыбу не берут в сетевые магазины, у них слишком высокие требования, которым не соответствуют мелкие аквафермы", — комментирует бизнесмен. Впрочем, он не исключает развития предприятия и в этом направлении. Поставки продукции "Аквафермы" в рестораны прервала пандемия. "Продажи упали. Несмотря на открытие заведений, нам позвонили только 20% заказчиков", — говорит он.
Развитию этого бизнеса мешают не только нынешние ограничения, введенные в связи с пандемией коронавируса. Большинство крупных и мелких игроков рынка заявили о ключевой проблеме отрасли — низком качестве отечественных кормов. Практически вся рыба, выращенная в хозяйствах региона, потребляет импортную продукцию.
В хозяйстве "СХП Кузнечное", специализирующемся на выращивании форели в Приозерском районе, "ДП" подтвердили, что пользуются исключительно импортными кормами для аквакультурной рыбы. "Нормальных отечественных кормов практически не существует", — сказал представитель рыбной фермы. Аналогичное мнение выразила владелец форельной фермы в Вартемягах Всеволожского района Юлия Иванова. "Хорошие корма — только импортные. Отечественные на рынке имеются, но мы ими не пользуемся", — заявила она.
ООО "Рус Фиш Индастри" из Лодейнопольского района, ранее занимавшееся разведением форели, намерено решить эту проблему, построив комплекс по выращиванию мидий, которые пойдут на корм для рыб. Предприятие планирует производить товар для всех регионов страны, в том числе для своего завода в Ленобласти. Гендиректор компании Михаил Семенов рассказал "ДП", что сейчас ищет инвесторов, стоимость проекта оценивается в 7 млн евро. "К сожалению, пока есть только участок в Крыму, до сих пор не можем получить землю, так как не завершился кадастровый учет. Люди боятся вкладывать в это дело деньги, но мы продолжаем поиск партнеров для сотрудничества, при этом часть средств планируем вложить самостоятельно", — комментирует предприниматель. Он уверен, что производство мяса мидий по норвежской технологии сможет решить проблему импортозависимости от скандинавских кормов.

…и в икре

В Ломоносовском районе действует Федеральный селекционно–генетический центр рыбоводства (филиал ФГБУ "Главрыбвод"), занимающийся воспроизводством рыбных запасов. Изначальная миссия учреждения — выведение пород и производство посадочного материала радужной форели для товарных хозяйств. Замначальника центра Виктор Голод рассказал "ДП", что большая часть продукции в 2019 году ушла в Вологду — 350 тыс. штук форели, а в Ленобласть было направлено около 100 тыс. штук. "Год на год не приходится, какой покупатель появился, тому и продали", — комментирует эксперт. Виктор Голод подтвердил, что отечественный корм некачественный и эту проблему нужно решать, однако в успехе коллег из Лодейнопольского района сомневается. "Вы видели, сколько мидии стоят в магазине? Выращивание их в Крыму — в это я верю, но никак не на корм другим рыбам, потому что сами мидии стоят дороже, чем форель", — отметил он.
Эксперт обратил внимание еще на одну проблему рыбоводства — использование импортной икры, из которой выращивают посадочный материал для форели. "В Карелии, Алании и Осетии все на 95% выращивается из импортной икры. Система племенного рыболовства разрушена полностью", — констатировал собеседник "ДП".

Выход в море

Российский рынок, отличающийся низким платежеспособным спросом, уже стал тесен для некоторых предприятий Ленобласти. ООО "Северная креветка", имеющее производство в Тосненском районе, первым в России заявило о выходе на международный рынок. Компания занимается выращиванием креветок на базе установки замкнутого водоснабжения — уникального для российского рынка. Владельцам предстоит пройти все технические процедуры для начала экспортных поставок, которое запланировано на конец 2021 года. Гендиректор компании Сергей Бельков заявил "ДП", что сейчас "Северная креветка" сотрудничает с сетью "Азбука вкуса", гипермаркетами "О'Кей", ведет переговоры с "ВкусВиллом", а также с ресторанами Петербурга. Но пандемия внесла свои коррективы в процесс, поэтому возник вопрос о расширении рынка сбыта. Экспортировать предполагается деликатес из свежевыращенной креветки.
"Продукт будет продаваться и в России, но больший отклик мы рассчитываем получить в Азии из–за особенностей пищевой культуры этого региона", — прокомментировал предприниматель. Бельков добавил, что в планах компании открытие собственного отделения для поставок из Ленобласти, чтобы не работать через посредников.
Вице–президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин предположил, что планы "Северной креветки" по поводу экспорта — имиджевый ход. "Аквакультурные креветки не развиты на российском рынке — это даже не промышленные объемы, а скорее экспериментальные", — сказал эксперт. Такие морепродукты выращиваются в замкнутых установках, при которых подогревается вода и происходит ее циркуляция.
"Понятно, что им это выгодно, так как креветка — дорогостоящий продукт, но по себестоимости она не сравнится с китайской или таиландской, даже если это деликатес", — комментирует Фомин.
Он добавил, что при заявленных объемах производства компании — 200 тыс. т в год — она вряд ли выйдет с большими поставками на международный рынок.
Впрочем, сам факт производства областной компанией аквакультурной креветки уже достоин внимания. "Они дважды молодцы, обозначили вектор развития шире, чем просто продажа креветок в Петербурге и области", — считает председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. По его словам, предприятие фактически выполняет федеральную программу по увеличению экспорта рыбо– и морепродуктов, а также имеет хорошие возможности стать лидером своей группы рыбной промышленности. "Нужно больше внимания уделять наполнению внутреннего рынка продукцией отечественной аквакультуры и расширению внешних рынков сбыта. Русская креветка имеет все шансы быть национальным брендом в мире", — добавил эксперт.
Согласно данным Федерального агентства по рыболовству, производство отрасли в I квартале 2020 года выросло на 38%. Одним из лидеров по объемам производства остается Северо–Западный регион (24 тыс. т). При этом в I квартале производство лососевых выросло на 8%. Наибольшие объемы — в Ленинградской области, где произведено более 5 тыс. т.